Warning: session_start() [function.session-start]: open(/tmp/sess_b6f813763e803942b1bd81f0d9654850, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 426
Самообобщение опыта работы учителя

Самообобщение опыта работы учителя

от . Опубликовано в Учительская - Наумова Татьяна Никифоровна

Вспоминается далекий 1980 год, когда получив диплом, я начала свою педагогическую деятельность,  в качестве учителя начальных классов. С тех пор прошло 32 года.  Думаю,  что в качестве  учителя мне удалось достичь неплохих результатов. Но главное, за что я благодарна этому периоду своей  деятельности, бесконечно благодарна детям и коллегам – это то, что я утвердилась в правильности выбора своей профессии. Окончательно поняла, что мое предназначение в этой жизни – работать с детьми, создавая для их развития комфортно-психологические условия. А для этого в общении с ними нужно быть не «над», а рядом вместе с ними, сорадуясь и сопереживая, пропуская через свою душу ребячьи радости и огорчения, победы и неудачи.

Основная часть

Анализируя свою педагогическую деятельность, я выделяю в ней три основных направления:

  • обучение
  • воспитание
  • самообразование.

Направление: обучение.

Целью моей педагогической деятельности, как учителя начальных классов,  является формирование личности, владеющей познавательной мотивацией, самоконтролем и самооценкой в учебной работе; владеющей научным мышлением, имеющей чёткие нравственно-эстетические ориентиры, являющейся гражданином своей страны и патриотом.

Задачи, которые я ставлю перед собой, следующие:

•·         обеспечение физического и духовного развития ребёнка в таких условиях, когда обучение становится для него  радостью, основной формой выражения детской жизни;

•·         создание проблемных, поисковых, исследовательских ситуаций на уроках, моделирование ситуации успеха с учётом индивидуальных особенностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач;

•·         использование учебного материала, как средство воспитания у учащихся чувства патриотизма, чести, любви к Родине и родному краю, формирование активной жизненной позиции.

Решение этих задач позволит воплотить в жизнь мою гипотезу: «Я верю в каждого ребёнка, верю и люблю его такого, каков он есть, стремлюсь сохранить и вырастить в нём его индивидуальность, непохожесть на других, разглядеть и  развивать его способности».


По этим причинам возникает собственный поиск решения проблемы: «Как сделать уроки интересными для ребят, как построить урок так, чтобы дать возможность ученикам развивать свои индивидуальные возможности?»

Работу с детьми провожу в зависимости от специфики учебного материала, этапа его усвоения, уровня подготовки детей, что позволяет создать оптимальные условия для образования детей, охраны здоровья.
Стараюсь так давать материал, чтобы ученик был заинтересован в усвоении его и получал бы удовлетворение от результата своей учебной деятельности. Уроки стараюсь проводить в увлекательной форме, а главными участниками являются дети. Главное - научить детей учиться, развивать их речь, ум, воображение; уметь высказывать свое мнение и отстаивать его. На уроках, параллельно с работой по обучению детей выразительному чтению, грамотного письма, математических знаний, развиваю у них личностные качества самоконтроля, самооценки, взаимопомощи. Подбираю такие задания, которые требуют от детей не просто механического выполнения, а заставляют думать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы. Методические новации сочетаю с традиционными приемами, дающие положительные результаты, веду работу по использованию и совершенствованию


активных форм проведения уроков. Это нестандартные уроки, интегрированные уроки: уроки-путешествия (путешествие нерешенных задач и примеров; нас приглашают безударные гласные, в гостях у частей слова и т. д.), сказки, КВН, ролевые игры.  Кроме того, на уроках дети включаются в решение проблемных заданий, выполняют самые разнообразные творческие задания, их вниманию предлагаются кроссворды, викторины, которые они тоже сами составляют и используют на уроках.  В настоящее время стала глубже прорабатывать в практическом плане, вопросы

межпредметных связей на уроках лит.чтеня, русского языка, изобразительного искусства, окружающего мира, что позволяет пробуждать у учащихся эмоциональную отзывчивость, воспитывать культуру чувств, нравственно и эстетически обогащать личность ребенка. Все это направлено на улучшение детского восприятия  искусства, художественных образов, на развитие творческого воображения школьников,

игровые моменты, включенные в урок, направлены на сочетание учебных задач с заданиями эстетического воспитания.
Творчески осмысливаю разные подходы, известных в методике, что позволяет нетрадиционно строить уроки, воспитывать интерес к чтению, изо. Часто практикую такой вид работы, как «заочное путешествие», чаще это бывает воображаемая экскурсия в лес, поле, на поляну, на реку. Очень нравится прием «вхождения в картину». Н-р: прием вхождения в картину. Вывешиваю картину известного художника, после рассматривания предлагаю ученикам «прогуляться», т.е. пройтись по полю, лесу, к речке. Подышать воздухом, послушать звуки.( Что вы почувствовали, что услышали?). Дети очень любят такие прогулки. Такая работа опирается на жизненные наблюдения учащихся, на их знания особенности своего родного края, на различные средства наглядности.

Отличным свойством своей работы считаю - настойчивое, целеустремленное воспитание у детей желание учиться, оптимизма, веры в свои силы.  Обучение должно быть радостным - считаю я. Строя работу с учащимися, прежде всего, стараюсь поставить каждого ученика, а особенно слабого, застенчивого, неуверенного, в ситуацию успеха, чтобы ребенок почувствовал и увидел результаты своего собственного труда. Повторение ранее изученного организую в самых различных формах и планирую таким образом, чтобы систематизировать знания учащихся.

Большое внимание уделяю дифференциальному обучению, самостоятельной работе.

Внедрение новых технологий обучения, так как новые условия жизни предъявляют более высокие требования к системе знаний. Поэтому основой для выстраивания моего педагогического подхода к организации учебно-воспитательного процесса  являются не только традиционные  формы обучения (индивидуальная, парная, групповая, фронтальная, игровая, разноуровневая), но и разработка индивидуальных стратегий обучения  детей с учетом их психолого-педагогических  особенностей, учебно-педагогическая диагностика, использование нестандартных форм обучения, применение  различных элементов  учебно-воспитательных педагогических  технологий.

В своей работе  использую элементы  современных педагогических образовательных  технологий,   способствующие  личностному развитию ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности учащихся в учебном процессе. Из  них наиболее  полно реализую  элементы следующих развивающих педагогических  технологий :

1. -личностно - ориентированного  обучения,  («Активное обучение» позволяет решить задачи не только по передаче детям определенных знаний, но и по обеспечению формирования и развития познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда. Помогает сделать процесс обучения проблемным, исследовательским, поисковым).

-метода  проектов, (проект «Хлеб-всему голова», «Русские народные праздники»)

-информационно-коммуникационной  технологии,

-здоровьесберегающих   технологий, («Рефлексотерапия через пальцы рук»,

« Азбука дыхания»)

-технологии  уровневой дифференциации (организации  самостоятельной деятельности учащихся, учет индивидуальных особенностей учащихся в условиях организации учебной деятельности в классе на уроке), но и внешней (распределение учащихся по некоторым индивидуальным признакам и объединение в учебные группы, отличные друг от друга),

-метода  тестирования,

-проведения  рефлексии всех учебно-воспитательных мероприятий.


Использую опыт учителей-новаторов:

С.Н.Лысенкова (опережение, комментированное письмо, блоковую систему уроков); Е.Н.Ильин (искусство вопроса «Спрашивайте-отвечаю», этика отметки «оценивание себя», «мордочки», «приемы-чудинки», которые оживляют урок, обо всем и привсех (работа с одним-путь ко всем, тетрадь-обратная связь)и др.

Как и многие педагоги, я твердо убеждена в том, что урок проводится ради ребенка, существует для него и что ребенок должен не просто присутствовать  на уроке, а жить в нем.

Направление: воспитания. Это и внеурочная, внеклассная работы, работа с родителями.
Задачи воспитания всегда тесно переплетаются  с задачами обучения на каждом уроке. Начиная с первого класса,  работаю над созданием классного коллектива, над культурой поведения, общения. Происходящие  в обществе перемены вынуждают искать новые и переосмысливать старые методы обучения и воспитания. Чтобы весь учебно-воспитательный процесс перешел на качественный новый уровень, я в повседневной работе придерживаюсь следующих принципов:


  • верь в своего ученика;
  • понимай и принимай его таким, какой он сеть;
  • уважай ученика, но будь требователен к нему;
  • искренне радуйся его удачам и огорчайся ошибкам;
  • стремись к созданию  оптимально положительных условий для реализации интересов, способностей учащихся.

Человек – это цель и результат, и главный критерий оценки качества воспитания. Поэтому приоритетными целями воспитания для себя определила – формирование высокого уровня самосознания, самодисциплины, самостоятельности, независимости суждений, сочетающихся с уважением к мнению других людей, способности ориентироваться в мире духовных ценностей. Для этого я устраиваю для детей встречи с разными людьми, экскурсии, игровые тренинги, семейные праздники.

В проведении внеклассных мероприятий стараюсь вовлечь весь класс, родителей. Основная форма - беседа, праздник,  конкурсно-игровые м/п .

1. Традиционные праздники «Посвящение в первоклассники», «Выпускной бал», «Посвящение в читатели», «Прощай Азбука».

2. Русские народные праздники («Капустница», Посиделки», «Маслениц» и др.)

3. Конкурсно игровые м/п ( «Птицы-наши друзья», по ППД)

4. «Эстетическая страничка» («Что такое красота», Красота в окружающем мире», «Свет мой зеркальце скажи..», «Мы пришли в театр», «Уроки Мойдодыра» и др.)и т.д.

В мероприятия привлекаю родителей. Если это соревнование, есть команда и родителей,  если это праздник - они организаторы праздничного стола.

Выбор форм воспитательной работы зависит от возрастной ситуации развития учащихся: 1-2 классы  - мероприятия игрового характера, праздники, 3-4 классы  - КВН, беседы-диалоги, конкурсы, дискуссии, практикумы с элементами деловой игры.

Проводимые мероприятия, помимо познавательного характера, рассчитаны на воспитание у учащихся высокой нравственности, гражданственности и патриотизма, культуры поведения, умения вести себя в различных ситуациях. Ведется постоянная работа по укреплению созданных традиций, эстетическому воспитанию. Мои ученики активно принимают участие во всех школьных мероприятиях.

Мною оборудован кабинет, в нем есть все необходимое оформление: «Уголок класса», «Наши руки не знают скуки».

Параллельно работе  с коллективом учащихся я веду работу с родителями. На мой взгляд, роль родителей должна заключаться в том, чтобы помочь ребенку осознать, почему он затрудняется при выполнении какого-либо задания, чего ему не хватает для того, чтобы успешно справиться. Лучшая помощь со стороны родителей – это искренний интерес к делам ребенка, к его удачам и неудачам, желание разобраться вместе с ребенком  в появившихся трудностях, желание вместе с ребенком окунуться в поисковую деятельность для нахождения ответа на проблемный вопрос.  И радует то, что родители часто обращаются за советом, консультацией, приходят на уроки.

Вот уж несколько лет являюсь руководителем кружка «Художники-умельцы», Мой разноцветный мир».

Самообразование

Никогда        нельзя останавливаться на достигнутом. Только движение вперед дает  толчок.

Решить  задачи  образования под силу только человеку, который сам становится субъектом учебной деятельности, мастером педагогического труда, способного через свою профессию познать самого себя, то есть способного к самоизменению через собственную интеллектуальную деятельность. Потому надо уделять серьезное внимание самообразованию и саморазвитию, которое происходит через:

  • изучение передового педагогического опыта
  • участие в семинарах,
  • участие в профессиональных конкурсах
  • разработку авторских программ
  • повышение квалификации через курсы
  • обобщение и распространение опыта, через публикацию материалов.
  • применение информационно-коммуникационных технологий  в образовательной среде.

Своим опытом делюсь с коллегами в школе. Каждый год даю на школьном уровне открытые уроки,  внеклассные мероприятия.

Применение мультимедийных технологий на уроках повышает их эффективность, открывает большие возможности для творческого подхода к их проведению и разнообразию.

Постоянно передавать знания можно только в том случае, если их постоянно пополняешь. Поэтому основой совершенствования педагогического мастерства считаю самообразование - ни одна самая хорошая лекция не даст столько, сколько дает непосредственное общение с книгой. Постоянно работаю с журналами «Начальная школа», «Педсовет». Вот так из года в год совершенствую свое мастерство: изучаю опыт коллег, творчески его перерабатываю, внедряю в практику своей работы, стараюсь передать опыт другим.

Я участвую в распространении опыта инновационной работы  школы на школьном, городском уровне.

В работе стараюсь увлечь ребят радостью познания, умением и желанием трудиться. Часто вспоминаю слова Я. Корчака: “Уважайте незнание ребёнка”, напоминаю детям о том, что не стыдно не знать, а стыдно не спрашивать.

Последние 2 года работала над темой самообразования  «Развитие эстетических компетенций младших школьников», «Эстетическое воспитание младших школьников посредством искусства и природы». Использовала элементы педагогической технологии обучения, (основанной на принципах уровневой дифференциации,  созданной  доктором педагогических наук, профессором Караевым Жаунбаем Амантурлиновичем. Технология Ж.А. Караева позволяет четко планировать, контролировать и отслеживать процесс развития учащихся, присутствующий на каждом уроке. Она основана на педагогической системе, учитывающей условия уровневой дифференциации обучения, которая отличается четким выделением микроцелей и результатов усвоения.)

На мой взгляд, успешность учителя в профессиональной деятельности невозможна без хорошо налаженной системы мониторинга. Так как отметочная система в начальных классах отсутствует, то мною ведутся мониторинговые карты успеваемости, индивидуальных достижений учащихся, мониторинг участия  во внеурочной деятельности по  предметам, участия в олимпиадах, конкурсах; формируется портфолио каждого учащегося.

По результатам итоговых работ процент качества усвоения учебного материала за последний год составил:

-по русскому языку – 59%;

- по математике – 70%;

- по чтению – 94%.


По итогам успеваемости процент качества составляет:

по русскому языку –64%

по математике – 59%

по чтению –73%

по окружающему миру –83%


Общий процесс качества знаний по предметам – 73%

Скачать презентацию: Из опыта работы

Скачать презентацию: Педагогический проект