Warning: session_start() [function.session-start]: open(/tmp/sess_9e2a1ed9dbe10ad0012a50a5ac22c190, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 426
Формирование умений и навыков решения арифметических задач у детей с ОВЗ. Опыт работы.

Формирование умений и навыков решения арифметических задач у детей с ОВЗ. Опыт работы.

от . Опубликовано в Учительская - Москвина Валентина Викторовна

 

Формирование умений и навыков решения арифметических задач у детей с ОВЗ. Опыт работы.

Учитель-дефектолог МБОУ СОШ №2 Москвина В.В.

 

Арифметические задачи в курсе математики для обучающихся с ОВЗ занимают значительное место. Почти половина времени на уроках математики отводится решению задач. Это объясняется большой коррекционно-воспитательной и образовательной ролью, которую они играют при обучении школьников с  ОВЗ.

Решение арифметических задач помогает раскрыть основной смысл арифметических действий, конкретизировать их, связать с определенной жизненной ситуацией. Задачи способствуют усвоению математических понятий, отношений, закономерностей, в этом случае они, как правило, служат конкретизации этих понятий и отношений, так как каждая сюжетная задача отражает определенную жизненную ситуацию.

При решении задач у таких школьников развивается произвольное внимание, наблюдательность, логическое мышление, речь, сообразительность. Решение задач способствует развитию таких процессов познавательной деятельности, как анализ синтез, сравнение, обобщение.

В процессе решения, обучающиеся учатся планировать и контролировать свою деятельность, овладевают приемами самоконтроля (проверка задачи, прикидка ответа, решение задачи разными способами и т. д.), у них воспитывается настойчивость, воля, развивается интерес к поиску решения задачи.

Велика роль решения задач, в подготовке обучающихся с ОВЗ к жизни, к их дальнейшей трудовой деятельности. Именно упражнения в решении и составлении задач помогает им видеть в окружающей действительности такие факты и закономерности, которые используются в математике. При решении сюжетных задач обучающиеся учатся переводить отношения между предметами и величинами на «язык  математики».

Процесс решения арифметических задач у младших школьников с умственной отсталостью вызывает значительные трудности. В исследованиях ученых (В. В. Воронкова, Н. Ф. Кузьмина - Сыромятникова ,  М. Н. Перова , В. В. Эк ) установлено, что дети с такой особенностью развития не понимают смысла текста, не могут выделить из контекста условие и вопрос, определить имеющиеся и искомые числовые данные.

Причины ошибочных решений задач кроются в первую очередь в особенностях мышления этих детей.

Трудности в решении задач у обучающихся с ОВЗ связаны с недостаточным пониманием предметно-действенной ситуации отраженной в задаче, математических связей и отношений между числовыми данными, а также между данными  и  искомыми.

Для учащихся с интеллектуаль­ной недостаточностью, вследствие нару­шения у них всех компонентов познава­тельной деятельности, решение задач от­носится к наиболее сложным видам рабо­ты и поэтому зачастую является самым «нелюбимым», нежеланным занятием.  Дети не понимают, зачем им надо решать задачи, какая от них польза. Испытывают негативные эмоции и страх.

Мотивы детей с нарушением интеллекта бедны по содержанию. Кро­ме того, у таких детей недостаточно раз­вита любознательность, низка потреб­ность в приобретении знаний.

Поэтому очень важно не пропустить первый этап подготовки к решению задач, и важна в этом направлении работа дефектолога, который развивает познавательную деятельность ребенка. Расширяет кругозор при знакомстве с различными темами: транспорт, овощи - огород, фрукты - сад, город, школа, магазин, животные и др.

В своем докладе я не затрагиваю методику преподавания решения арифметических задач. Учителям, обучающих детей с интеллектуальной недостаточностью, повезло, у них есть «Методика преподавания математики в коррекционной школе», которая является уже много лет настольной книгой для педагогов, где подробно описаны все приемы обучения математике с 1 по 9 классы. Её  автор  Перова Маргарита Николаевна, это корифеи нашей советской педагогики.

В методике работы над любой арифметической задачей можно выделить следующие этапы: 1) работа над содержанием задачи; 2) поиск решения задачи; 3) решение задачи; 4) формулировка ответа; 5) проверка решения задачи; 6) последующая работа над решенной задачей.

Мы с вами разберем только первый этап. Хочу отметить, что данные приемы актуальны и для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, и с расстройствами аутистического спектра, с ЗПР, так же, их можно использовать и при работе с дошкольниками  нормой.

 

  1. 1. Работа над содержанием задачи

Чтобы замотивировать обучающихся с ОВЗ решать задачи, прежде всего, необходимо сделать так, чтобы все этапы решения задачи были им доступны и понятны. Поэтому очень важна помощь дефектолога на подготовительном этапе. И начинать работу необходимо буквально с определения понятия, что же такое задача. Примерно с такого диалога можно начать знакомство:

- Ребята, а вы любите рассказы? А про что вы любите рассказы? Проводится небольшая беседа: рассказы про животных, про ребят.

- Ребята, а загадки вы любите? (Идет беседа о загадках, можно задать несколько легких загадок, чтобы создать ситуацию успеха).

- Представляете, в математике тоже есть небольшие рассказы, но не простые, а с загадками. Эти рассказы называются задачи. А отгадать загадку, это значит решить задачу и найти ответ.

Задача похожа на рассказ, в ней тоже есть главные герои и происходит какое -то действие, например, «на столе лежало три яблока», затем, «одно яблоко забрали» произошло действие.  Теперь ваша задача подумать, посчитать и, разгадать загадку, то есть ответить на вопрос «Сколько яблок осталось на столе?» Только когда будете искать ответы, в задачах, надо использовать действия сложения, вычитания, а так же в классах постарше, умножения и деления. В отличие от загадки в задаче всегда в ответе получается число!

- Согласитесь, как скучно бы было на уроках математики, если бы мы только решали примеры, вот и придумали разные загадки - задачи, чтобы вам было интересно,  вы  очень хорошо можете отгадать любую загадку, я в этом сегодня убедилась. А кто будет затрудняться в решении задач, поможем.

 

Дети должны воспринимать зада­чу не как набор слов и предложений, за­писанных на доске или в учебнике, а как рассказ, взятый из реальной жизни, из игры, книги, мультфильма и предложен­ный детям для разрешения важного во­проса.

На этом этапе можно составить схему - замену, объяснить ребятам, что поскольку мы на уроке математики, то и слова у нас будут специальные. математические. Рассказ мы заменим словом «задача», а про что говорится в задаче, назовем «условие задачи», загадку  мы заменим словом «вопрос» и начинаться он будет со слова  «Сколько?».

Далее последовательно идет работа вот по этой схеме над каждой составляющей задачи, усложняясь.

Как правило, на этом этапе обучения не все дети умеют читать, поэтому опору делаем на наглядность и устную работу.

Отрабатываем две составляющие: Условие задачи и Вопрос - ? (сразу сопровождаем знаком вопроса для визуального восприятия, это пригодится при составлении краткой записи.)

Очень важно научить детей отличать текст задачи от обычного текста, загадки, рассказа. Для отработки этого умения используются следующие упражнения.

Карточка 1. Среди двух текстов найди задачу и докажи, что это задача«На одной ветке сидят 5 синичек, а на другой 3» и «Лягушка пой­мала 7 мух и 4 стрекозы. Сколько всего насекомых поймала лягушка?» (Первый текст задачей не является, так как в нем нет вопроса.)

(слайд 8)

Карточка 2. Определи неверную задачу и ис­правь ошибку«Белка сорвала в лесу 3 белых гриба, а подосиновиков  5. Куда белка положила грибы?» и «От волка убегали два зайца и лиса. Сколько животных убегало от волка?» (В первом слу­чае вопрос сформулирован неверно.)

(слайд 9)

Карточка 3. Среди двух текстов, содержащих вопрос, найди задачу и докажи, что это задача: «Четыре братца под одной крышей живут. Что это?» и «В лубяном домике жили 5 братьев-зайцев, а в ледяном – 3 лисички-сестрички. Сколько животных жило в двух домиках?» (Первый текст является не задачей, а загадкой.)

  1. Работа над условием задачи. Добившись понимания «Условие» и «Вопрос», расширяем знания.

Условие - это информационная часть, делим на две составляющие «Было», это «место» где и что происходит,  Стало «событие» -  что произошло и третья часть  Вопрос?

 

На практике очень часто приходится сталкиваться с тем, что дети в силу своих интеллектуальных нарушений просто не понимают содержания задачи, не знают некоторые слова, (фермер, пришкольный участок) обороты речи. Добавьте сюда не очень хорошую технику чтения. Посмотрите на задачу глазами умственно отсталого ребенка: сначала перед его взором, а затем в сознании предстает такая картина — безличный текст с непонятными словами, в котором встречаются отдельные знакомые слова и цифры. Ясно, что такая задача вызовет лишь беспокойство и раздражение, а порой и отторжение. Нужно добиться полного понимания каждым учеником смысла слов и содержания задачи в целом.

Работа над отдельными словами и выражениями должна вестись не тогда, когда учитель знакомит учащихся с содержанием задачи, а раньше, до предъявления задачи, иначе словарная работа разрушает структуру задачи, уводит учащихся от понимания арифметического содержания задачи, зависимости между данными.

Эту работу тоже может взять на себя дефектолог. Заранее просмотрев задачи в учебнике, и выписав наиболее часто встречающиеся «места», где происходят события  в задачах. Поработать над расширением словарного запаса и понимания смысла слов.

Карточка 1.Что это?

Гараж                 Огород              Магазин        Склад         Клумба      Сад

Школьная столовая       Класс   Аквариум     Река     Полка       Автобус

Дерево      Ваза.

 

На первых порах важно использовать наглядные образы,

Карточка 2. Вы зашли в…Что там  происходит?

В гараже – (стоят машины, уезжают, приезжают)

В огороде - (растут овощи) Какие овощи вы знаете?

В магазине - (покупают продукты, продают, привозят)

На складе – (привозят товар, увозят)

На клумбе – (растут цветы) Какие цветы вы знаете?

В саду - (растут фруктовые деревья) Какие фруктовые деревья вы знаете?

В классе - (учатся дети)

В аквариуме - (плавают рыбки)

На реке - (плавают утки, лодки, гуси, рыба)

На полке - (стоят книги, игрушки, стаканы, тарелки)

В вазе - (лежат конфеты, яблоки, апельсины)

 

Работаем над событиями, которые происходят в задаче. На начальном этапе обучения задачи простые, в одно действие на сложение и вычитание, поэтому в них не используются специальные слова «на больше», «на меньше», с ними будем знакомиться позже.

 

А пока такие: «На дереве сидело 5 птичек, две улетели. Сколько осталось?», Детям не всегда понятны слова: улетели, приехали, купили и др.

Необходимо их дифференцировать, показать, что чего-то или кого-то стало больше или меньше, это умение очень важно отработать как дефектологу, так и учителю на уроке. Лучше работу проводить фронтально с классом, учитель задает вопрос, ребята придумывают варианты, слабые дети, слушают и по аналогии отвечают, и расширяют свой словарный запас. Важно учителю вовремя исправить неверный ответ, как правило, их бывает  большое количество.

Карточки демонстрируют отработку этих умений.

Карточка 3.Подумайте и допишите слова, которые показывают, что чего-то или кого-то стало больше.

Птицы - прилетели

Продукты - купили

Цветы – расцвели

Утки – приплыли

Шарики – надули

Кружочки – нарисовали

Конфеты – купили

Машины – приехали

Грибы - выросли

Карточка 4.Подумайте и допишите слова, которые показывают, что чего-то или кого-то стало меньше.

 

Птицы - улетели

Продукты - съели

Цветы – сорвали

Утки – уплыли

Шарики – лопнули

Кружочки – убрали

Конфеты – забрали

Машины – уехали

Грибы – сорвали

 

Карточка 4.Подумайте и допишите слова, которые показывают, что чего-то или кого-то стало меньше и больше.

 

 

Стало меньше

Стало больше

Пассажиры

вышли

зашли

Утки

уплыли

приплыли

Снеговики

растаяли

слепили

Яблоки

сорвали

выросли

Продукты

продали, съели

купили

Книги

убрали

поставили

 

Учимся соотносить действия, подготавливаемся к решению задач, стало больше, ставим +, стало меньше, ставим –

 

Карточка 5.Поставьте +, если стало больше, - если стало меньше.

 

зашли

+

вышли

-

уплыли

-

выросли

+

сорвали

-

продали, съели

-

убрали

-

слепили

+

растаяли

-

приплыли

+

купили

+

поставили

+

 

 

Игра со словами «Стало больше», «Стало меньше», разложить правильно слова. Можно использовать при индивидуальной работе и в парах.

зашли

приехали

вышли

уехали

уплыли

забрали

вырастили

сорвали

сорвали

принесли

продали, съели

расцвели

убрали

растаяли

слепили

убежали

растаяли

прилетели

приплыли

продали

купили

испекли

поставили

нарисовали

 

 

Проработали слова, показывающие, что чего-то или кого-то стало больше или меньше, переходим к вопросу.

Объясняем смысл слов, используемых в вопросе, и условии «вместе», «всего», «осталось», «стало», «было», «поровну», «в каждом», «одновременно»,  «столько же». Специальные слова «на больше», «на меньше».

Разбор условия задачи представляет для детей с ОВЗ важный этап обучения. Эти дети слабо осуществляют перенос усвоенного способа реше­ния при предъявлении им другой задачи. В работе над словами, влияющими на выбор арифметического действия, следует показать детям, что и в состав­ных задачах, и в простых одно отдельно взятое слово еще не определяет вы­бор действия – для этого нужен внимательный и всесторонний анализ жиз­ненной ситуации, описанной в задаче. Следует приучать производить анализ даже самой легкой задачи.

Важно обучающимся поработать с этой схемой Было-Стало-Вопрос? Дать возможность детям самим придумать задачи, показать картинку  и предложить ребятам определить, про что или про кого можно составить задачи

Для читающих детей приготовить разрезные карточки, где необходимо составить задачу из трех частей. Возможно, объединить 2-3 задачи и подобрать правильно все составляющие.

Карточка 1. Составьте задачи.

В вазе лежало 5 конфет,

3 конфеты забрали.

Сколько конфет осталось в вазе?

У Вани 3 шарика,

у Лизы столько же.

Сколько шариков у них вместе?

На полке стояли 8 книг,

поставили еще 2.

Сколько книг стало на полке?

 

Как показывает практика, грамотная работа учителя, совместно с дефектологом на первоначальном этапе позволяет успешно усвоить навыки решения арифметических  задач обучающихся с ОВЗ, пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать познавательную деятельность.

 

Список литературы:

1. Перова М. Н. Преподавание математики в коррекционной школе / М. Н. Перова. ‒ М.: Просвещение, 2015. – 256 с.

2. Перова М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. ‒ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. ‒ 408 с.

3. Эк В. В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. ‒ М., 1990.

4. Шипицина Л. М. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта / Л. М. Шипицина.‒ СПб.: Образование.