Рабочая программа по предмету ОРКСЭ
Пояснительная записка
Рабочая программа адресована учащимся 4 В класса МБОУ «СОШ №2» г. Ханты-Мансийск.
Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». А.Я.Данилюк «Просвещение», 2010.
В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.
Данная программа включает содержание 6 модулей:
- Основы православной культуры
- Основы исламской культуры
- Основы буддийской культуры
- Основы иудейской культуры
- Основы мировых религиозных культур
- Основы светской этики
В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.
Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в учебном плане МБОУ «СОШ №2»представлен модулем «Основы религиозных культур и светской этики» - 1 час в неделю. На изучение учебного материала по предмету «ОРКСЭ» в тематическом планировании отводится 34 часа.
Цель учебного курса «ОРКСЭ» – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи курса:
- Знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
- Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
- Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали;
- Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Роль предмета «ОРКСЭ» в формировании общеучебных универсальных умений и навыков, ключевых компетенций.
Особенности организации учебного процесса
При организации учебного процесса особое внимание будет уделено организации коллективной деятельности учащихся, проектной деятельности, работе в парах, группах, индивидуальной работе.
Предпочтительные формы стартового, промежуточного, итогового контроля в данном классе: беседа, фронтальный опрос, работа по карточкам, интегрированные задания, понятийные диктанты.
Методы, используемые на занятиях: Репродуктивный, эвристический, проблемный
Используемый учебно-методический комплект
ü Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов мира. Основы светской этики 4-5 класс. - М.:, Просвещение, 2012.
Учебно-тематическое планирование
№п/п |
Наименование раздела |
Кол-во часов |
Дата |
1 |
Россия – наша родина |
1 |
|
2 |
Что такое светская этика |
1 |
|
3 |
Культура и мораль |
1 |
|
4 |
Особенности морали |
1 |
|
5 |
Добро и зло |
2 |
|
6 |
Добродетель и порок |
2 |
|
7 |
Свобода и моральный выбор человека |
1 |
|
8 |
Свобода и ответственность |
1 |
|
9 |
Моральный долг |
1 |
|
10 |
Справедливость |
1 |
|
11 |
Альтруизм и эгоизм |
1 |
|
12 |
Дружба |
1 |
|
13 |
Что значит быть моральным |
3 |
|
14 |
Род и семья – исток нравственных отношений |
1 |
|
15 |
Нравственный поступок |
1 |
|
16 |
Золотое правило нравственности |
1 |
|
17 |
Стыд, вина и извинение |
1 |
|
18 |
Честь и достоинство |
1 |
|
19 |
Совесть |
1 |
|
20 |
Нравственные идеалы |
2 |
|
21 |
Образцы нравственности в культуре Отечества |
1 |
|
22 |
Этикет |
2 |
|
23 |
Семейные праздники |
2 |
|
24 |
Жизнь человека- высшая нравственная ценность |
1 |
|
25 |
Любовь и уважение к отечеству |
2 |
|
26 |
Повторение |
1 |
|
Специфическое сопровождение (оборудование)
ü Магнитная доска
ü Персональный компьютер
ü Экран
ü Диск СД «Основы Светской этики» электронное приложение к учебнику
Список образовательных цифровых и интернет ресурсов:
www. nachalka.com
www. prochkolu.ru
www.4stupeni.ru Конспекты уроков для начальной школы
www.abvgdeyka.ru Познавательный портал для учащихся 1-4 классов
www.solnet.ru Детский образовательный портал «Солнышко»: кроссворды, игры, задачки
Содержание программы.
Россия – наша Родина.
Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
Планируемый уровень подготовки выпускников
на конец 4 класса:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:
знать/понимать:
- основные понятия религиозных культур;
- историю возникновения религиозных культур;
- историю развития различных религиозных культур в истории России;
- особенности и традиции религий;
- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;
уметь:
- описывать различные явления религиозных традиций и культур;
- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах:
- слушать собеседника и излагать свое мнение; - готовить сообщения по выбранным темам
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
- общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;
- осознание ценности человеческой жизни.
Список литературы
- Учебно-методический комплекс по ОРКиСЭ
- Программы общеобразовательных учреждений. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы. А. Я. Данилюк. Москва. «Просвещение» 2010 г.
- «Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2010
- «Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение,2012
- «Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей М. Просвещение,2012
- Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2012
Дополнительные интернет-ресурсы:
- http://school-collection.edu.ru/
- Интернет-портал «ProШколу.ru» - материалы, разработанные апробаторами курса ОРКСЭ
- Русская Православная Церковь (Официальный сайт Московского Патриархата) – http://www.patriarchia.ru
- Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви - http://www.otdelro.ru
- Миссионерский портал диака Андрея Кураева - http://kuraev.ru/
Конкурсы и фестивали Православного Свято-Тихоновского университета - http://pravolimp.ru/main/main
- Официальный сайт Донского монастыря - http://donskoimonastyr.ru/
- Московская православная духовная академия (электронная библиотека) - http://www.mpda.ru/elib
- Совет муфтиев России - http://www.muslim.ru
- Ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство - http://www.lechaim.ru/
- Российский исламский университет - http://www.e-riu.ru/
- Дневник Московского исламского университета - http://www.miu.su/?p=289
- Образовательный портал РУДН - http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/index.php?id=2941&p=9968