Warning: session_start() [function.session-start]: open(/tmp/sess_1931e2976e012fd36802e06702cbb8f9, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 426
Рабочая программа по предмету ОРКСЭ

Рабочая программа по предмету ОРКСЭ

от . Опубликовано в Учительская - Байданова Ботагоз Рыспаевна

Пояснительная записка

Рабочая программа адресована учащимся 4 В класса МБОУ «СОШ №2» г. Ханты-Мансийск.

Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы  «Основы религиозных культур и светской этики». А.Я.Данилюк «Просвещение», 2010.

В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

Данная программа включает содержание 6 модулей:

  1. Основы православной культуры
  2. Основы исламской культуры
  3. Основы буддийской культуры
  4. Основы иудейской культуры
  5. Основы мировых религиозных культур
  6. Основы светской этики

         В ходе реализации программы предполагается взаимопонимание с родителями школьников. Работа с родителями предусматривает установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований.

Предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в учебном плане МБОУ «СОШ №2»представлен модулем «Основы религиозных культур и светской этики» - 1 час в неделю. На изучение учебного материала по предмету «ОРКСЭ» в тематическом планировании отводится 34 часа.

Цель учебного курса «ОРКСЭ» – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Задачи курса:

  • Знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;
  • Развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;
  • Обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали;
  • Формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • Развитие способностей учащихся к общению в полиэтнической многоконфессиональной и поликультурной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Роль предмета «ОРКСЭ» в формировании общеучебных универсальных умений и навыков, ключевых компетенций.

 

Особенности организации учебного процесса

При организации учебного процесса особое внимание будет уделено организации коллективной деятельности учащихся, проектной деятельности, работе в парах, группах, индивидуальной работе.

Предпочтительные формы стартового, промежуточного, итогового контроля в данном классе: беседа, фронтальный опрос, работа по карточкам, интегрированные задания, понятийные диктанты.

Методы, используемые на занятиях: Репродуктивный, эвристический, проблемный

Используемый учебно-методический комплект

ü Данилюк А.Я. Основы духовно-нравственной культуры народов мира. Основы светской этики 4-5 класс. - М.:, Просвещение, 2012.     

 

Учебно-тематическое планирование

 

№п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

Дата

1

Россия – наша родина

1

 

2

Что такое светская этика

1

 

3

Культура и мораль

1

 

4

Особенности морали

1

 

5

Добро и зло

2

 

6

Добродетель и порок

2

 

7

Свобода и моральный выбор человека

1

 

8

Свобода и ответственность

1

 

9

Моральный долг

1

 

10

Справедливость

1

 

11

Альтруизм и эгоизм

1

 

12

Дружба

1

 

13

Что значит быть моральным

3

 

14

Род и семья – исток нравственных отношений

1

 

15

Нравственный поступок

1

 

16

Золотое правило нравственности

1

 

17

Стыд, вина и извинение

1

 

18

Честь и достоинство

1

 

19

Совесть

1

 

20

Нравственные идеалы

2

 

21

Образцы нравственности в культуре Отечества

1

 

22

Этикет

2

 

23

Семейные праздники

2

 

24

Жизнь человека- высшая нравственная ценность

1

 

25

Любовь и уважение к отечеству

2

 

26

Повторение

1

 

 

Специфическое сопровождение (оборудование)

ü Магнитная доска

ü Персональный компьютер

ü Экран

ü Диск СД «Основы Светской этики» электронное приложение к учебнику

Список образовательных цифровых и интернет ресурсов:

www. nachalka.com

www. prochkolu.ru

www.4stupeni.ru Конспекты уроков для начальной школы

www.abvgdeyka.ru Познавательный портал для учащихся 1-4 классов

www.solnet.ru Детский образовательный портал «Солнышко»: кроссворды, игры, задачки

Содержание программы.

Россия – наша Родина.

Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Ценность родства и семейные ценности. Семейные праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Нравственный образец богатыря. Дворянский кодекс чести. Джентльмен и леди.
Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Мораль защитника Отечества. Порядочность. Интеллигентность. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит «быть нравственным» в наше время? Добро и зло. Долг и совесть. Честь и достоинство. Смысл жизни и счастье. Высшие нравственные ценности. Идеалы. Принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Этикетная сторона костюма. Школьная форма – за и против. Образование как нравственная норма. Человек – то, что он из себя сделал. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Планируемый уровень подготовки выпускников
 на конец 4 класса:
 - знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
 - знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
 - формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
 - осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Требования к уровню подготовки обучающихся:

       В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:
       знать/понимать: 
     -  основные понятия религиозных культур;
     - историю возникновения религиозных культур;
     - историю развития различных религиозных культур в истории России;
     -  особенности и традиции религий;
     -   описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;

        уметь: 
      - описывать различные явления религиозных традиций и культур;
      - устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
      - излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
      - соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
      - строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
       -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах:      

- слушать собеседника и излагать свое мнение;  -  готовить сообщения по выбранным темам
Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;                                                 - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих»,  развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной  деятельности и формирование личностного смысла учения;

-  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;  вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-  овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;                                                                                     - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;                                                                                                                                         - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;                                           - готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

- общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России;

- осознание ценности человеческой жизни.

 

 

Список литературы

  1. Учебно-методический комплекс по ОРКиСЭ
  2. Программы общеобразовательных учреждений. Основы религиозных культур и светской этики. 4-5 классы. А. Я. Данилюк. Москва. «Просвещение» 2010 г.
  3.  «Основы светской этики», пособие для учащихся М. Просвещение 2010
  4. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для учителя М. Просвещение,2012
  5. «Основы религиозных культур и светской этики», книга для родителей М. Просвещение,2012
  6. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики» М. Просвещение. 2012

 

Дополнительные интернет-ресурсы:

http://fcior.edu.ru/ 

- http://school-collection.edu.ru/

- Интернет-портал «ProШколу.ru» - материалы, разработанные апробаторами курса ОРКСЭ

- Русская Православная Церковь (Официальный сайт Московского Патриархата) – http://www.patriarchia.ru 

- Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви - http://www.otdelro.ru 

- Миссионерский портал диака Андрея Кураева - http://kuraev.ru/ 

Конкурсы и фестивали Православного Свято-Тихоновского университета - http://pravolimp.ru/main/main 

- Официальный сайт Донского монастыря - http://donskoimonastyr.ru/ 

- Московская православная духовная академия (электронная библиотека) - http://www.mpda.ru/elib 

- Совет муфтиев России - http://www.muslim.ru

- Ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство - http://www.lechaim.ru/ 

- Российский исламский университет - http://www.e-riu.ru/ 

- Дневник Московского исламского университета - http://www.miu.su/?p=289 

- Образовательный портал РУДН - http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/index.php?id=2941&p=9968