Warning: session_start() [function.session-start]: open(/tmp/sess_2111bc624adc0da3e84d3b61ca50323d, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 426
КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

от . Опубликовано в Учительская - Зуйкова Галина Иннокентьевна

Муниципальное образование город Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

 

 

 

 

 

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

 

« ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

 

 

Разработчик

педагогического опыта:

учитель математики

 

ЗУЙКОВА

ГАЛИНА ИННОКЕНТЬЕВНА

 


г. Ханты-Мансийск

2013


КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

1. Формальные параметры

 

1.1.

Наименование педагогического опыта

Обучение школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

 

1.2.

Автор – разработчик педагогического опыта

Зуйкова Галина Иннокентьевна, учитель математики МБОУ СОШ №2 г. Ханты-Мансийска

 

1.3.

Тип и вид образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2», г. Ханты-Мансийск

 

1.4.

Период формирования и функционирования педагогического опыта

5 лет (2007 – 2013 г)

21.5.

Адрес педагогического опыта

Тюменская область, ХМАО – Югра,

г. Ханты-Мансийск, ул. Луговая, 15,

МБОУ СОШ №2,

т. 8-3467- 33- 84-93

 

2. Содержательные параметры

 

2.1.Актуальность педагогического опыта

 

Соотнесенность инновационного опыта с социально-образовательным заказом, проводимой политикой в области образования

Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья предусмотрена в новом Федеральном законе №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Глава 11, Статья 79).

Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья  рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, Конституция России поддерживает развитие различных форм образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ). Специальный образовательный стандарт является базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с  ограниченными                                     возможностями здоровья. 
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.                  
Ратификация Россией международных Конвенций свидетельствует об изменении представления государства и общества о правах ребенка-инвалида и постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья. Легитимным становится право любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности его развития, что влечет за собой необходимость структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы страны. 

Востребованность инновационного опыта в реальной педагогической практике

 

В школу приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания

По официальному определению, дети с ограниченными возможностями здоровья - это «инвалиды, а также дети от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке инвалидами, но имеющие временное или постоянное отклонение в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания».

В последнее время, как в стране, так и в нашей школе растет число детей, которым требуется специальная психолого-педагогическая, коррекционная помощь. Увеличивается количество детей с проблемами и отклонениями в психическом и физическом развитии. Эти дети испытывают большие трудности в адаптации к условиям школьного учреждения, не усваивают образовательные программы, требуют пристального внимания врачей, педагогов, психологов, целенаправленной помощи с учетом проблем и потребностей каждого ребенка.

Необходима целенаправленная, системная и практическая педагогическая  работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья - выявление таких детей, создание благоприятных условий для их непрерывного образования. Основной задачей   современной школы является обеспечение такого ребенка всем комплексом образовательных услуг.

Специальный образовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья призван гарантировать реализацию права каждого ребенка на образование соответствующее его потребностям и возможностям, вне зависимости от региона проживания, тяжести нарушения психического развития, способности к освоению цензового уровня образования и вида учебного заведения.  Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья  чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Биологическое неблагополучие ребенка, являясь предпосылкой нарушения его взаимодействия с окружающим миром, обусловливает возникновение отклонений в его развитии.
Часть наиболее «благополучных» детей с ограниченными возможностями здоровья «уходит» из специального образовательного пространства в общеобразовательное пространство массовой школы. Однако, Проект стандарта общего образования в настоящее время не предусматривает удовлетворение их особых образовательных потребностей в полном объеме и оказание им всей необходимой специальной психолого-педагогической помощи, что в результате ставит под угрозу реализацию права этих детей на получение адекватного их возможностям и потребностям образования. 
В общеобразовательных школах растет доля детей со сложной структурой нарушения развития, не способных осваивать цензовый уровень общего образования, сопоставимый с нормально развивающимися сверстниками. Эти взаимосвязанные тенденции изменения состава учащихся массовых школ являются устойчивыми, вследствие чего встают задачи более точной, чем в настоящее время, дифференциации уровней образования детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечения гарантий получения специальной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, обучающимся в общеобразовательной школе.

Инструментом решения возникших на практике проблем может выступать метод индивидуализации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии (включения) их в общую образовательную систему общеобразовательных школ.

Особенно важно получение хорошего образования для детей-инвалидов и детей, страдающих различными тяжелыми, хроническими заболеваниями. В силу своих физических возможностей они ограничены в выборе профессии: их ориентация в основном связана с интеллектуальным трудом. Социальная адаптация таких категорий учащихся является важнейшей государственной проблемой. Для этой категории детей необходимо особое образовательное пространство - открытое, интегрированное в общеобразовательную среду, способствующее, главным образом, их социальной адаптации и самореализации.

Роль учебного предмета «Математика» в процессе формирования личности детей с ограниченными возможностями здоровья уникальна, его развивающий и образовательный потенциал огромен. Ведущей целью математического образования является интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, необходимых человеку для полноценной жизни в обществе. Развивает и формирует ученика с ограниченными возможностями здоровья не столько само знание, сколько методы его приобретения. Если учебная деятельность протекает только в рамках воспроизведения усвоенных знаний, это никоим образом не способствует его развитию. Понимая, что по причине увеличения объема информации, подлежащей усвоению, решить задачу обеспечения современного качества обучения детей с ограниченными возможностями здоровья традиционным путем невозможно, одним из путей обогащения оправданной и проверенной временем традиционной теории я считаю использование новых подходов, новых методов обучения детей математике и формирования основ математического  мышления учащихся.

Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. Все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (физика, химия, техника, информатика, экономика и др.). Для многих детей с ограниченными возможностями здоровья математика становится профессионально значимым предметом.

Неоднородность состава детей с ограниченными возможностями здоровья и максимальный диапазон различий в требуемом уровне и содержании образования обуславливает актуальность разработки Программы индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы, которая обеспечит дифференцированный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, включающего такой набор вариантов, который даст возможность обеспечить на практике максимальный охват детей с ограниченными возможностями здоровья образованием; гарантировать им удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей; преодолеть зависимость получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья от вида образовательного учреждения, тяжести нарушения  развития, способности к освоению «цензового» образования.

 

Инновационный опыт, предлагаемый мной, обусловлен с одной стороны необходимостью перехода к личностно-ориентированному образованию, в основе которого заложен приоритет деятельности по сохранению, поддержанию здоровья ребёнка, развитию  личностного и индивидуального потенциалов детей с ограниченными возможностями здоровья, а с другой неспособностью традиционных подходов данные идеи реализовать эффективным способом.

 

2.2.Содержательная форма представления педагогического опыта

 

Целесообразность предложенной формы существования инновационного педагогического опыта

Необходимым условием качественного обновления общества является обращение к нуждам людей, имеющих социальные проблемы. Решение этой задачи во многом зависит от качества предоставляемого образования в частности и образованности общества в целом. Большинство существующих образовательных программ для обучения школьников ориентировано на передачу обучаемым общественно необходимой суммы знаний, на их количественный прирост, на отработку того, или иного навыка, способа деятельности. Потребность в целенаправленном формировании знаний у учащихся с различными социальными нуждами (ограниченные возможности здоровья, языковой барьер, педагогическая запущенность в результате сложной жизненной ситуации, длительная болезнь и т.п.) в процессе изучения конкретных  образовательных дисциплин (в данном случае математики) осознается психологами и педагогами, но не проработана методистами.

Цели обучения учащихся математике определяются её ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного ученика. В предложенной мной Программе речь идёт об обучении детей с ограниченными  возможностями здоровья в виду отклонений в их физическом, психическом развитии или другими заболеваниями. Таким учащимся, как правило, прописывается щадящий, индивидуальный режим обучения с меньшим количеством часов, отведённых для изучения школьного курса математики, не позволяющий в полном объёме овладеть всеми математическими знаниями, умениями и навыками. Для детей с более развитыми интеллектуальными способностями, но по состоянию здоровья вынужденных заниматься индивидуально, рамки данной Программы следует расширить, подходя в любом случае к обучению каждого ребёнка с позиции принципа природосообразности и личностно-ориентированного подхода.

В Программе учитывается две стороны назначения математики: практическая, необходимая как инструментарий в продуктивной деятельности человека и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением методами познания и преобразования мира посредством математики. Учитывая, что за меньшее количество часов, что отводится для индивидуального или надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, следует не нарушить целостность изучения математики, надо научить ребёнка обучаться в собственной деятельности, привить навыки самообразования, сформировать потребность в приобретении новых знаний. научить эффективно применять современные информационные источники, в т.ч. через дистанционное обучение, которое позволяет в  индивидуальном режиме независимо от места и времени получить образование по индивидуальной траектории в соответствии с принципами открытого образования. Для этих целей Программой предусматривается регулярное проведение Уроков дистанционного обучения математике «Я+Ты», развивающих занятий «Учись учиться математике» и «Дидактические игры по математике», тематика которых определяется данной Программой (см. Приложения). При составлении тематического планирования курса «Математика», представленного  в данной Программе, в темы курса интегрированы темы здоровья. Это позволит более глубокому формированию у учащихся основ культуры здоровья, одной из главных задач модернизации системы школьного образования в целом и комплексной реабилитации учащихся в частности.

Существующая система индивидуального обучения больных детей на дому нередко приводила к изоляции ребёнка от детского коллектива, депривации, формированию у ребёнка патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми.

В этих условиях  администрации школы и педагогам приходилось решать возникающие проблемы индивидуального обучения таких детей и интеграции их в общество, формирования у них коммуникативных навыков, создания для них возможности и условий для овладения учебными программами общеобразовательных учреждений. Перед педагогами встали  конкретные задачи:

  • Как адаптировать учебную нагрузку к индивидуальным функциональным возможностям больного ребёнка?
  • Как обучать детей, имеющих слабое здоровье и подготовить их к усвоению не только ФГОС, но и научить выполнять задания более сложного уровня трудности для больных, но способных учащихся?
  • Как обучить больного ребёнка, если по нормам Учебного плана для такой категории детей предусмотрено всего от 8 до 12 часов в неделю?
  • Как интегрировать усилия учителей, классного руководителя, специалистов в решении вопросов комплексной реабилитации больного ребёнка?
  • Как организовать сам учебный процесс с учащимися данной категории? Каким предметам отдать предпочтение? Как составить расписание уроков «под конкретного ученика»?
  • Какие знания, умения и навыки, ключевые понятия взять за основу при изучении отдельного учебного курса?
  • Как осуществить промежуточный и итоговый контроль за освоением учащимися учебных программ?

 

Возникала и масса методических проблем в обеспечении обучения больных детей с различными учебными возможностями учебно-методическими комплексами по учебным предметам.

Из сложившейся практики учитель-предметник фактически в одиночку осуществляет обучение больного ребёнка, редко простраивая индивидуальную траекторию его развития с привлечением медиков, психологов, других специалистов и педагогов. Учителя, обучающие детей данной категории, сталкиваются  с проблемами организации  и самого учебного процесса.

Программа инновационного опыта, предлагаемая мною, предполагает объединить усилия педагогов и специалистов в вопросах инклюзии (включения) в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья их комплексной реабилитации, помочь учителям в составлении тематических планов, поурочных планов, проверочных, контрольных и обучающих работ, моделировании расписания учебных, развивающих и коррекционных занятий, выборе форм и методов интегрирования тем здоровья в программы учебных курсов и др.

Программа носит рекомендательный характер. Учитель, используя положения данной Программы, может составить свою, индивидуальную программу, ориентируемую строго на обучение конкретного ученика, простраивая её в зависимости от индивидуальных функциональных возможностей ребёнка, диагноза его заболевания, а также запроса родителей и в соответствии с индивидуальной траекторией развития. Предметные Подпрограммы, разрабатываемые педагогами , должны составляться на базе основных общеобразовательных программ с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания.

 

Содержание данной Программы определяется Образовательной программой образовательного учреждения в соответствии со школьными Программой развития  и Программой «Здоровье».

 

Данная Программа рассматривается как Приложение к «Программе сопровождения индивидуального обучения детей, нуждающихся в комплексной реабилитации в МБОУ СОШ №2 г. Ханты-Мансийска».

 

Педагогический опыт представлен мною в форме Программы, имеющей актуальное обоснование, цели и задачи, основные направления реализации, методологические рекомендации, практические выводы, анализ результативности инновационной деятельности, а также  собственные методические разработки занятий, дидактических материалов и  методических пособий для педагогов, что не противоречит общепедагогическим требованиям к формам предоставления инновационного педагогического опыта.

2.3.Инновационная направленность педагогического опыта

Новизна педагогического опыта в теоретическом плане состоит в том, что уточнено содержание понятия «индивидуальное и надомное обучение больных детей»; содержательно описана система сопровождения индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья; разработаны методы приведения учебно-воспитательного процесса и режима обучения учащихся, находящихся на индивидуальном или домашнем обучении в соответствие с их возрастными, индивидуально-психофизическими особенностями и состоянием здоровья; выявлены знания о системе педагогических средств формирования общеучебных умений и навыков школьников в процессе обучения математике, в т.ч. дистанционного обучения.

Новизна педагогического опыта в прикладном плане  состоит в разработке своевременных и востребованных методических рекомендаций по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе, обоснованных рекомендаций по построению процесса формирования общеучебных умений и навыков учащихся при обучении математике на примере занятий «Учись учиться математике». Разработанные программные материалы могут служить достаточно определенной основой для осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов к обучению учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Результатом опыта стали разработанные конкретные педагогические средства и методические приемы, которые могут быть использованы в практике работы массовой школы. Опробована система разнообразных методов сопровождения обучения детей математике в процессе комплексной реабилитации школьников с ограниченными возможностями здоровья, реально применимых и не представляющих трудности для педагогов.

 

2.4.Методологическая база педагогического опыта

Методологической основой опыта являются:

  • идеи личностно-ориентированного обучения, положение об обучаемом как о субъекте образовательной деятельности (Е.В. Бондаревская;  В.В.Сериков И.С. Якиманская  и др.).
  • положения теории деятельности и деятельностного подхода к развитию личности и обучению (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.П. Щедровицкий  и др.).
  • индивидуализации с психологическими особенностями личности обучаемого (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.А.Крутецкий, И.А.Менчинская, Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн, И.С. Якиманская и др).
  • дидактические основы индивидуализации обучения (Ю.К. Бабанский, А.А. Бударный, Е.Я. Голант, Б.П. Есипов, А.А. Кирсанов, Е.С. Рабунский, И.Э. Унт и др.).
  • особенности индивидуального подхода к обучению детей с задержками психического развития (В.Н. Лубовский, Т.А. Власова Е.С. Иванов, Д.Н. Исаев и др.).
  • особенности  дистанционноего обучения ( Л.Я. Гозман , Е.Б. Шестопал  и др.).
  • социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. (Л.И. Акатов  и др.).
  • вопросы специальной педагогики ( Н.М. Назарова).
  • психолого-педагогическая реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и проблемами в обучении (В.Г. Гембаренко).
  • формирование общеучебных умений и навыков на уроках математики (П.М. Эрдниев, Р. Г. Хазанкин, Н. И. Зильберберг.).
  • совершенствование методики работы учителя математики» (Я. И. Груденев).
  • обучение школьников математике (О. Б. Епишева, В. И. Крупич. ).

 

Логика и выбор методов научно-педагогического исследования:

  • теоретический анализ научной литературы по теме исследования (эмпирическое обобщение, синтез различных идей и знаний о педагогических приёмах обучения детей математике, в т.ч. детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • моделирование на теоретическом и прикладном уровнях (построение модели учебного процесса при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, формирования их математического мышления
  • диагностический (анкетирование, тестирование, методика выбора заданий и др.); обсервационный (наблюдение, фиксирование результатов обучения и развития); формирующий педагогический эксперимент, математические методы обработки результатов исследования.

 

Достоверность данных исследования обеспечивается: методологической обоснованностью и непротиворечивостью теоретических положений исследования, разработкой комплекса диагностических методик, корректной организацией инновационной работы, практическим подтверждением основных положений исследования и научной обработкой полученных в ходе опыта данных.

2.5.Педагогическая целесообразность педагогического опыта.

 

Педагогический опыт, представленный мной в Программе разрабатывался в целях максимально полного удовлетворения образовательных потребностей и повышения качества оказываемых специальных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья и направлена на объективно необходимое изменение существующих изолированных и разрозненных форм образования этих категорий детей в гибкую и доступную систему, позволяющую осуществлять различные формы получения образования и коррекционных услуг.

 

Основной идеей моего опыта является необходимость преодоления противоречия между установленными возрастными и образовательными нормами и существованием собственных законов развития человека, его возможностей, способностей, их безграничностью. В связи с этим возникла необходимость переосмысления содержания существующей традиционной системы обучения больных детей формами домашнего (редко индивидуального) обучения.


Цель исследования состоит в разработке рациональной и оптимальной организации целостного процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанной на разработке адаптивного содержания, форм, методов работы и требований к ребёнку, учитывающих зону его актуального и ближайшего развития и в соответствии с его состоянием здоровья;, а также  в разработке эффективных дидактических средств, способствующих повышению качества математической подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что разработка адаптивного содержания образования, различных форм обучения, перспективных и индивидуальных методов обучения (в т.ч. математике) детей с ограниченными возможностями здоровья, позволит добиться максимально полного удовлетворения образовательных потребностей и повышения качества оказываемых специальных услуг  общеобразовательным учреждением.

Объект исследования - индивидуализация обучения (в т.ч. математике) детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

Предмет исследования — индивидуализация процесса обучения (в т.ч. математике) учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

 

Для достижения цели и проверки гипотезы исследования определены следующие задачи:

1. Изучить современное состояние проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

2. Раскрыть методологические, психолого-педагогические и методические подходы к осуществлению индивидуализации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной  школе.

 

3. Выявить психолого-педагогические и методические особенности обучения математике учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

 

4. Определить требования к содержанию и структуре учебно-дидактического комплекса и рекомендации по его использованию для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

 

5. Разработать систему индивидуализированного обучения математике  учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

 

В исследовании применялись следующие методы:

 

  • теоретический анализ научной литературы по теме исследования (эмпирическое обобщение, синтез различных идей и знаний о педагогических приёмах обучения детей математике, в т.ч. детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • моделирование на теоретическом и прикладном уровнях (построение модели учебного процесса при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, формирования их математического мышления
  • диагностический (анкетирование, тестирование, методика выбора заданий и др.); обсервационный (наблюдение, фиксирование результатов обучения и развития); формирующий педагогический эксперимент, математические методы обработки результатов исследования.

 

 

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем:

 

-  сформированы методические рекомендации по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья;

-       разработана и опробована система разнообразных методов сопровождения обучения детей (в т.ч. математике) в процессе комплексной реабилитации школьников с ограниченными возможностями здоровья;

-   разработана система индивидуального обучения (в т.ч. математике) учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

-      определены  требования к содержанию и структуре учебно-дидактического комплекса как составной части системы обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

-     разработано содержание учебно-дидактического комплекса по математике для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;

- сформированы методические рекомендации по  использованию дистанционного метода обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;

-    разработано методическое пособие для педагогов по развитию общеучебных

умений и навыков учащихся на уроках математики;

 

Достоверность и обоснованность результатов и выводов исследования обеспечиваются опорой на основные положения современных методологических, психолого-педагогических, медицинских и научно-методических исследований; результатами экспериментальной проверки разработанной гипотезы.

 

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем разработана методика индивидуализированного обучения математике учащихся с ограниченными возможностями здоровья, направленная на улучшение качества знаний; обоснована целесообразность ее применения в общеобразовательных учреждениях и для домашнего обучения; разработаны требования к учебно-дидактическому обеспечению для осуществления указанного обучения.

 

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны, апробированы и изданы учебно-дидактические обеспечения для обучения (в т.ч. математике) детей с ограниченными возможностями здоровья, которые могут быть использованы в практике работы массовой школы, опробована система разнообразных методов сопровождения обучения детей в процессе комплексной реабилитации школьников с ограниченными возможностями здоровья, реально применимых и не представляющих трудности для педагогов. Система этих методов может быть также успешно применена с целью корректировки (ликвидации пробелов) знаний учащихся, временно выключенных из учебного процесса по болезни, в зимнее время, во время эпидемий и др. Программа обучения математике детей с ограниченными возможностями успешно адаптирована педагогами школ г. Ханты-Мансийска и  использована при обучении  детей с ограниченными возможностями здоровья другим дисциплинам школьного курса.

 

 

2.6. Психологическая целесообразность педагогического опыта

Психологическая целесообразность опыта обусловлена созданием  системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей с ограниченными возможностями здоровья.

Вся система обучения детей данной категории рассматривается как комплексная технология психологической поддержки и помощи ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, и социализации.

Специалистами медико-психолого-педагогической службы проводится экспертиза уровня развития ребенка, предполагающая систематизацию сведений о виде, структуре и динамике отклоняющегося от нормального онтогенеза развития, включающая прогноз развития. На основании результатов экспертизы уровня развития обучающегося осуществляется проектирование условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве школы. Психологическое сопровождение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья - динамический процесс, целостная деятельность всех субъектов образования, куда включены   взаимосвязанные компоненты:

  • систематическое отслеживание  психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его развития в процессе обучения;
  • создание социально-психологических условий для личности каждого ребёнка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент);
  • создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в развитии детям с  ограниченными возможностями здоровья (в рамках специального образовательного компонента).
  • определение наиболее адекватных путей и средств развивающей работы с ребёнком, а также прогнозирование развития ребёнка и возможностей обучения на основе выявленных особенностей развития, резервных возможностей;

Психологическое обследование помогает максимально индивидуализировать программы обучения каждого ребенка, сделать наглядным успехи детей и четко отразить результаты усилий педагогов.

Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит ему освоить.

При проведении диагностических исследований уровня развития математического мышления детей с ограниченными возможностями здоровья я исходила из предположения, что существует такое содержание заданий, построенных как на не учебном, так и на учебном (математическом) материале, которое позволяет оценивать уровень развития познавательных процессов в каждом данном возрасте. Это предположение служит основой возникновения методики, которая адекватна возрасту. Подбор и состав­ление блоков адекватных методик мо­жет служить средством диагностики развития познавательных процессов на определенном возрастном этапе. Она дает возмож­ность однозначного разведения учащих­ся по признакам эмпирического или теоретического развития процессов. Этот же блок заданий для учащихся более старшего или младшего возраста окажется неадекватным, т. е. или слабым, или сильным.

Поиск методик определения уровня развития содержательного анализа, планирования и рефлексии, адекватных возрасту, состоянию здоровья осуществляется на основе понимания того, что каждое конкретное задание должно выявлять сформированность того или иного мыслитель­ного действия на не учебном и на математическом материале, а набор подобных методик должен способствовать уста­новлению сформированности эмпириче­ского или теоретического типа мыш­ления и их переходных форм.

 

2.7. Социальная направленность педагогического опыта

 

Сопровождение  процесса обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений практической педагогики.  Специалисты, педагоги, исследователи   находятся в постоянном творческом поиске, и постоянно корректируют  направления и составляющие работы с детьми, имеющих проблемы здоровья или попавших в трудную жизненную ситуацию с учетом развития системы образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом и определены рамками удовлетворения образовательных потребностей социума.

Поиск и разработка эффективных дидактических средств, содействующих получению полноценного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, представляется достаточно актуальной социальной проблемой.

Представленный опыт работы по созданию системы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья направлен  на обеспечение паритета образования и здоровья обучающихся. Он даёт также возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта.

Как показал опыт работы с детьми данной категории в МБОУ СОШ №2 г. Ханты-Мансийска, обеспечение индивидуального подхода к обучающемуся с учетом его социального статуса, стало  положительной составляющей условий пребывания ребенка в школе  и способствует его обучению и развитию индивидуальных способностей в школьной среде, его социальной адаптации.

2.8. Воспроизводимость педагогического опыта

Реализация педагогического опыта «Обучение школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе» требует минимального количества затрат, что подтверждает его экономическую эффективность. Успешно применять данные разработки смогут преподаватели, разделяющие ценности личностно-ориентированного, индивидуального, деятельностного подхода к образованию, обладающие творческим потенциалом, знакомые с основами возрастной психологии подростков.

Система предложенных методов может быть также успешно применена с целью корректировки (ликвидации пробелов) знаний учащихся, временно выключенных из учебного процесса по болезни, в зимнее время, во время эпидемий и др.

Программа обучения математике детей с ограниченными возможностями успешно адаптирована педагогами МБОУ СОШ №2, других школ г. Ханты-Мансийска и  использована при обучении  детей с ограниченными возможностями здоровья другим дисциплинам школьного курса.

Результаты педагогического опыта по данной проблеме представлены в различных публикациях, конференциях, форумах, семинарах.

(См. стр. 23-25 Карты инновационного опыта).

2.9.Ресурсное обеспечение педагогического опыта

 

Кадровое обеспечение: руководители общеобразовательного учреждения, имеющих дополнительную подготовку в области менеджмента образования и комплексной реабилитации школьников с ограниченными возможностями здоровья, учителя, в т.ч.  математики, имеющие опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, специалисты медико-психологического сопровождения, владеющие методиками индивидуального сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, попавших в трудную жизненную ситуацию и др., диагностическими методами (анкетирование, тестирование, методика выбора заданий и др.) и опытом работы с такими детьми, родителями и педагогами, участвующих в обучении и воспитании детей данной категории; обсервационными методами (наблюдение, фиксирование результатов обучения и развития); математическими методами обработки результатов исследования.

МБОУ СОШ №2 в значительной степени обеспечена такими кадрами, поскольку на протяжении многих лет работает над реализацией инновационных проектов в направлении улучшения качества жизни школьников и оптимизации учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Нормативно-правовое обеспечение:

Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Получение такими детьми качественного общего и профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, Конституция России поддерживает развитие различных форм образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ). Специальный образовательный стандарт является базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Российской Федерацией 24 сентября 2008 г. подписана Конвенция о правах инвалидов, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. Конвенция впервые рассматривает вопросы реализации прав инвалидов не с позиции их приспособления к жизни общества, а с позиции устройства жизни общества таким образом, чтобы в нем учитывались потребности и особенности инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья. В Конвенции установлено, что государства-участники признают право инвалидов на образование и принимают исчерпывающие меры для реализации этого права.

Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья – как взрослых, так и детей. Гарантии прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции РФ, Декларации прав ребенка ООН, Семейном кодексе РФ ( ст. 63), в новом Законе РФ "Об образовании", Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года, Федеральных государственных образовательных стандартах,  а также в Федеральных законах:

  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.2012 №273-ФЗ (Глава 11, Статья 79).
  • Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 № 181-ФЗ;
  • Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24.06.1999 № 120-ФЗ;
  • Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 № 124-ФЗ;
  • Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 № 184-ФЗ;
  • Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

 

Принципы, методические рекомендации, положения об обучении детей с особыми нуждами нашли отражение в следующих федеральных, региональных и локальных актах:

 

  • Письмо Минобрнауки России N 06-1254 от 30.09.2009 «Рекомендации по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации»
  • Закон ХМАО-Югры «Об основах системы образования в ХМАО-Югре»;
  • Письмо Министерства образования РФ «Об организации образовательных учреждений надомного обучения», № 29/2643-6 от 28.02.2003г;
  • Типовое Положение об образовательном учреждении надомного обучения, 2003г;
  • Рекомендуемые Министерством Образования РФ в  Письме МО РФ №29/1470-6 от 30.03.2001г к использованию в работе не утративших силу документы Министерства просвещения СССР

а) Письмо Министерства просвещения СССР « Об улучшении

организации индивидуального обучения больных детей»,

№ 28-М от 05.05.1978 г;

в) Письмо Министерства просвещения РСФСР от 08.07.1980

и Министерства здравоохранения РСФСР от 28.07.1980 №281-м

“Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы”;

б) Письмо Госкомитета СССР по народному образованию

«Об индивидуальном обучении больных детей на дому»,

№ 17-253-6 от14.11.1988 г;

  • Базисный Учебный план для общеобразовательных школ ХМАО-Югры.
  • Междисциплинарная Программа «Здоровье» для средних общеобразовательных учреждений., 2001г;
  • Устав муниципального общеобразовательного учреждения МБОУ СОШ №2
  • Образовательная программа МБОУ СОШ №2;
  • Программа  МБОУ СОШ №2  «Комплексная реабилитация школьников

в условиях общеобразовательного учреждения»

  • Программа развития МБОУ СОШ №2 «Оптимизация качества жизни школьников в условиях общеобразовательной школы»
  • Положение «О коррекционных классах VII вида в  МБОУ СОШ №2»;
  • Положение «О формах получения образования в МБОУ  СОШ №2»;
  • Положения «Об  индивидуальном и надомном обучении учащихся

в МБОУ  СОШ №2».

  • Положение «О дистанционном обучении детей с ОВЗ в МБОУ СОШ №2»

В качестве основной задачи в области реализации прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

 

Финансовое обеспечение: реализация предложенного опыта  осуществляется в рамках Программы развития МБОУ СОШ №2 в направлении улучшения качества жизни школьников и не требует отдельных специальных финансовых затрат, кроме предусмотренных в Программе развития МБОУ СОШ №2, в т.ч. на переподготовку педагогов, тиражирования дидактических материалов, материалов из опыта работы, участия педагогов в конкурсах и приобретения специальной литературы и специального оборудования для организации индивидуальных занятий, в т.ч. для дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Финансовое обеспечение реализации предложенного опыта планируется централизованно и предусматривается через субвенции, выделяемые на образование Департаментом образования и молодёжной политики ХМАО-Югры в рамках, установленных нормативами на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

3.Результаты инновационного педагогического опыта

 

3.1.Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов

Критерии и показатели реализации цели и задач педагогического опыта

1.  Критерии эффективности реализации системы:

v  Устойчивость условий  комфортности участников образовательного процесса                                                     (положительные результаты сравнительного анализа)

v  Рост личностных достижений субъектов образовательного процесса (%)

v  Рост материально-технического и ресурсного обеспечения образовательной системы (%)

v  Влияние образовательной системы школы (педагога) на развитие образовательного пространства города, региона  (повышение рейтинга школы(педагога) в развитии данного направления)

v  Удовлетворенность всех участников образовательного процесса уровнем и качеством образовательных услуг (повышение востребованности услуг, предлагаемых школой(педагогом)). Позитивное отношение родителей, выпускников и местного сообщества к школе    (результаты анкетирования)

2.  Критерии качества жизни школьника и успешности образовательного процесса

* Уровень обученности школьников

(увеличение в % общей и качественной успеваемости ,

рост СОУ по методике Симонова,  успешность  выпускников,

освоение ФГОС)

* Уровень познавательной активности

школьников   (психологический мониторинг)

* Самоотношение школьников

(+ результаты анкетирования)

* Отношение к школе (педагогу) (+ результаты анкетирования)

* Наличие учебной мотивации

(психологический мониторинг)

* Оценка психологической безопасности в

образовательной среде, состояния здоровья и уровней  культуры здоровья  (мониторинг безопасности среды,  индекс здоровья, к- заболеваемости)

* Уровень и качество духовного развития

* Уровень воспитанности

* Уровень развитости учащихся

Представленный мною инновационный педагогический опыт направлен на улучшение существующей образовательной ситуации в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Исходя из результатов внедрения данного педагогического опыта в учебно-воспитательный процесс, можно констатировать, что этот процесс помогает удовлетворить образовательные потребности и повысить качество оказываемых специальных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья и изменить существующие ранее изолированные и разрозненные формы образования  детей данной категории в гибкую и доступную систему, позволяющую осуществлять различные формы получения образования и коррекционных услуг.

Предлагаемый опыт также способствует улучшению профессиональной компетенции и мастерства самих педагогов, он помогает привлекать дополнительные ресурсы для решения актуальных воспитательно-образовательных проблем.

 

 

Продуктивность опыта подтверждена результатами внедрения Программы сопровождения индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (в т.ч. математике) в МБОУ СОШ №2. (Таблица 1).

Количество детей, обучающихся в классе индивидуального и надомного обучения, в т.ч. по дистанционной технологии

2009г

2011г

2013г

1-4 кл

2

8

12

5-9 кл

13

15

12

10-11 кл

2

3

-

ВСЕГО

17

26

24

Качество результатов обучения

Общая успеваемость

100%

98,1%

100%

Качественная успеваемость

6%

8%

8,6%

в т.ч. по математике

10%

19%

28%

Динамика состояния здоровья обучающихся в классах индивидуального и надомного обучения

Динамика физического развития учащихся

Ниже нормы

63,2%

62,0%

62,4%

Динамика распределения по физкультурным группам

Основная группа

14%

10%

11%

Подготовительная группа

74%

70%

78%

Специальная

16%

30%

11%

Динамика распределения по группам здоровья

2 группа

19,3%

19,9%

20%

3 группа

72%

71,4%

72%

4 группа

8%

8,4%

8,2%

5 группа

0,03%

0,04%

0,04%

Улучшили показатели

психо-эмоциональной сферы

44%

68%

98%

Итоги обучения

( за 3 года)

Переведены в следующий класс

Продолжали обучаться

Поступили в СУЗы, ВУЗы

100%

92%

8%

Позитивное отношение  к организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

в МБОУ СОШ №2

Итоги анкетирования

Родители

100%

100%

100%

Педагоги

96%

89%

92%

учащиеся

74%

87%

96%

Таблица 1

 

Немаловажную роль в индивидуальном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья играет улучшение их психо-эмоциональной сферы. Обучаясь на дому, эти дети живут в замкнутом пространстве, не получая должного общения со сверстниками, с окружающей средой. Диагностические исследования, проводимые мною в группе медико-психологической группы специалистов, выявили (по результатам обучения, отзывов родителей, специальных диагностик, разработанных к.п.н. Голиковым Н.А. и др.) значительное улучшение психо-эмоциональной сферы детей данной категории, обучающихся инклюзивно и индивидуально в МБОУ СОШ №2. (Диаграмма 1). Кроме того, все учащиеся данной категории продолжают обучаться в школе или поступили в СУЗы (после окончания основной школы). (Диаграмма 2)

 

Диаграмма 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Диаграмма 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2.Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

2009-2010 год

-         Зуйкова Г.И. – участник Всероссийского форума «Образование и здоровое развитие учащихся», г. Москва (выступление на форуме, участие в работе секции «Здоровье и образование»);

 

-       Зуйкова Г.И. – участник региональных семинаров в г. Югорске, г. Радужном,   г. Ханты-Мансийске по вопросам внедрения здоровьесберегающих технологий обучения школьников;

 

-       Зуйкова Г.И. – руководитель творческой группы педагогов, внедряющих инновационные проекты по здоровьесберегающим технологиям;

-       На базе опыта Зуйковой Г.И. в  МБОУ СОШ №2 проведены семинары муниципального, регионального уровней по теме «Качество жизни школьников-комплексный подход»;

 

-         Зуйкова Г.И. –участник окружных курсов повышения квалификации педагогов и организаторов образования  по программам менеджмента в сфере образования в Институте повышения квалификации и развития регионального образования ХМАО-Югры, где она делилась  опытом педагогической и управленческой деятельности.

 

-         Зуйкова Г.И. – участник региональной организационно-деятельностной штабной игры «Стратегия и тактика развития образования Югры» в составе творческой группы учителей, представлявших педагогический проект «Столичное образование»/ Сертификат №37 от 23.12.2013г/

 

2010-2011 год

-       Выступление Зуйковой Г.И. по вопросам инклюзивного образования в рамках совещания руководителей органов образования на окружном форуме «Образование Югры -2010»;

 

-       Информация о Зуйковой Г.И. включена во Всероссийскую энциклопедию «Одарённые дети – будущее России» в номинации «Лучшие учителя»;

 

-       Зуйкова Г.И. - участник  VII Всероссийского форума руководителей образовательных учреждений (участие в работе Круглого стола «Актуальные вопросы современного специального образования детей»)

-         Зуйкова Г.И. -   Победитель регионального конкурса на получение премии «Перспектива» в номинации «Менеджмент образовательного учреждения» с авторской программой «Оптимизация качества жизни субъектов современного образования в условиях здоровьесберегающего, комфортного образовательного пространства» / Приказ № 420 ДОиН ХМАО-Югры от 26.05.2011г/

2011-2012 год

-       Руководитель творческой группы педагогов, внедряющих инновационные педагогические проекты;

-        Выпуск методического сборника из опыта работы Зуйковой Г.И. «Учим школьников математике»;

-       Опубликована статья из опыта работы Зуйковой Г.И. в ежегодном Альманахе научно-практических публикаций на английском языке:

Zujkova G.I. « From innovations to system practice in education»

/Life quality of subject of modern education – 2011: the almanac/under the editorship of N.A/ Golikov. E.G. Mironova. – Almaty, 2011г/

 

-       Зуйкова Г.И. - участник  VIII Всероссийского форума руководителей образовательных учреждений (выступление на секции «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья») /26-27 октября 2012г/

 

-       Зуйкова Г.И. – участник международной научно-практической конференции/ЦНиИС «Инновационные стратегии преподавания дисциплин в ВУЗе и школе» (выступление на секции «Интеграция науки и образования») /25-27 октября 2011г/ ТюмГУ/

 

-       Выступление Зуйковой Г.И. в форме защиты выпускного проекта на тему «Комплексная реабилитация школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе» на курсах повышения квалификации «Управление образовательным учреждением в условиях реализации стандартов второго поколения общего образования»/г. Ханты-Мансийск/2011г/

 

2012-2013 год

-  Зуйкова Г.И. - Лауреат Всероссийского конкурса инновационных образовательных технологий «Современная школа-2013» /Диплом Российского межрегионального Центра инновационных технологий в образовании/ Киров/2013г/

 

-  Опубликованы авторские материалы Зуйковой Г.И. «Сопровождение индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья» в Российском научно-методическом электронном  журнале «Концепт»

 

-  Зуйкова Г.И. – участник Всероссийской конференции «Правовое регулирование общего образования в контексте нового федерального закона «Об образовании» (работа и выступление на секции «Инновационные подходы к формированию образовательной среды современной школы»)/Удостоверение МЦФР от 09.04.2013г/

2013-2014 год

-     На базе опыта работы Зуйкова Г.И. защитила авторский проект «Создание системы образовательных ресурсов как одного из основных условий улучшения качества жизни школьников» в рамках дипломной работы и получила диплом Рязанского института бизнеса и управления о профессиональной переподготовке;

 

-     На базе опыта Зуйковой Г.И. изданы  брошюры, методические пособия,

сборники из опыта работы, методические рекомендации.

 

-       Зуйкова Г.И. является аккредитованным экспертом по государственному надзору за соблюдением законодательства в области образования и государственному контролю качества образования на территории ХМАО-Югры, а также экспертом по аттестации педагогов, претендующих на I  и высшую квалификационную категорию.

 

3.3.Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта.

В результате использования педагогического опыта удается:

ž  Раскрыть и развить индивидуальные способности учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

ž  Выполнить при обучении детей данной категории ФГОС основного общего и среднего общего образования

ž  повысить заинтересованность родителей в обучении детей данной категории в образовательном пространстве  школы и увлеченность учащихся (в т.ч. предметом «математика»);

ž  научить учащихся данной категории быть более уверенными в себе;

ž  научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях;

ž  повысить качество знаний учащихся в частности и качество обученности школьников в целом по школе

 

3.4. Репрезентативность внедрения педагогического опыта

 

Достаточная проверка моего опыта по времени (2007-2013гг) , и подтверждение позитивных результатов в деятельности тех педагогов, которые берут этот опыт на вооружение, а также  повторение и творческое  использование опыта коллегами, позволяет сделать определённый вывод о наличии репрезентативности и внедрения в практику этого опыта. Постоянно делясь опытом, обновляя его в рамках современных требований я активно участвую в решении проблем совершенствования методической работы с педагогами, руковожу творческой группой педагогов школы, внедряющих инновационные проекты, провожу практические семинары, консультации по методике обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, по внедрению здоровьесберегающих, здоровьеформирующих технологий в учебно-воспитательный процесс, являюсь наставником молодых специалистов, материалы из опыта моей работы используют для работы с обучающимися педагоги нашей школы, а также публикации материалов моего опыта используются на региональном уровне в школах г. Югорска, г.Радужного, г.Когалыма, школ г. Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского района. Материалами моего опыта пользуются преподаватели Тюменского государственного университета при подготовке лекции по психологии и социологии (к.п.н. Голиков Н.А.). Брошюры и изданные материалы из опыта моей работы ежегодно представляются на городских, региональных, российских методических выставках в рамках педагогических конференций, семинаров.

3.5. Публикация педагогического опыта в печати

 

Материалы из опыта работы Зуйковой Г.И. представлены в публикациях и методических изданиях на школьном, муниципальном, региональном, российском и международном уровнях.

Основные публикации

по теме представленного инновационного опыта Зуйковой Г.И:

  1. Зуйкова Г.И. Материалы Всероссийского форума с   международным участием «Образование и здоровое развитие учащихся», ЧастьII/Москва/ИД «Ключ»/2005г/

 

  1. Зуйкова Г.И. Система организации индивидуального и надомного обучения школьников /журнал «Завуч», №7, 2005г/

  1. Зуйкова Г.И. Комплексная реабилитация школьников в условиях общеобразовательного учреждения /Здоровая молодёжь - здоровое общество/ОАО ИИЦ/Ханты-Мансийск/2007г/

 

  1. Зуйкова Г.И. Из опыта работы по оптимизации учебно-воспитательного процесса в МБОУ СОШ №2»; №1,2,3,4/Методический сборник/Ханты-Мансийск/ШкИЦ/2005, 2009, 2011, 2013гг/

 

  1. Зуйкова Г.И. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства школы как условие оптимизации качества жизни субъектов современного образования» /Научный альманах «Качество жизни субъектов современного образования»/под ред. Н.А. Голикова.-Алматы: Казакуниверситет, 2010г/

 

  1. Зуйкова Г.И. Интеграция науки и образования в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в школе /Сборник научных трудов и материалов международной научно-практической конференции/ЦНиИС» Вершина познания; под ред. Л.М. Федоряк.-Тюмень:ООО ИПЦ «Экспресс», 2011г/

 

  1. Зуйкова Г.И. Учим школьников математике / Методический сборник/ ИИЦ СШ №2/2011г/

 

  1. Zujkova G.I. « From innovations to system practice in education»

/Life quality of subject of modern education – 2011: the almanac/under the editorship of N.A/ Golikov. E.G. Mironova. – Almaty, 2011г/

 

  1. Зуйкова Г.И. «Сопровождение индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья» /Российский Научно-методический электронный журнал «Концепт», ISSN 2304-120X; сайт www.e-koncept.ru/ 03.06.2013г/

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Педагогический опыт, полученный в ходе реализации проекта «Обучение школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе» формировался в целях максимально полного удовлетворения образовательных потребностей и повышения качества оказываемых специальных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья и направлен на объективно необходимое изменение существующих изолированных и разрозненных форм образования детей этих категорий в гибкую и доступную систему, позволяющую осуществлять различные формы получения образования и коррекционных услуг.

Опыт, предлагаемый мною, объединяет усилия педагогов и специалистов в решении проблем обучения детей с особыми нуждами, в вопросах инклюзии (включения) в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья их комплексной реабилитации, поможет учителям в составлении тематических планов, поурочных планов, проверочных, контрольных и обучающих работ, моделировании расписания учебных, развивающих и коррекционных занятий, выборе форм и методов интегрирования тем здоровья в программы учебных курсов и др.

Педагоги, используя предложенный опыт, смогут составить свою, индивидуальную программу, индивидуальный образовательный маршрут, ориентируемых строго на обучение конкретного ученика, выстраивая их в зависимости от индивидуальных функциональных возможностей ребёнка, диагноза его заболевания, а также запроса родителей и в соответствии с индивидуальной траекторией развития.

Опыт реализации проекта позволяет решить задачи математического образования детей с ограниченными возможностями здоровья в обеспечении целостного процесса обучения математике больного ребёнка, нуждающегося в комплексной реабилитации и находящегося на индивидуальном или надомном обучении, а также адаптировать учебные программы по математике к индивидуальным функциональным возможностям детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечить овладение учащимися конкретными математическими знаниями курса «Математика», достаточными для применения в практической деятельности, для изучения других дисциплин, для продолжения образования, в соответствии с запросами родителей и учебными возможностями ребёнка, обучающегося индивидуально.

Право любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности его развития, должно быть легитимным.

Расти должны все цветы.

Евангелие

 

 

 

 

 

 

 

Контактный адрес и телефон:

 

628001,  г. Ханты-Мансийск,

ул. Луговая, 15,  МБОУ СОШ №2,

Зуйкова Г.И.

 

Тел/факс:  8 (346)-7-33-84-93

 

 

Email:  Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript http: http://www.2school.ru

 

ПРИЛОЖЕНИЯ:

 

1.Авторская Программа  «Сопровождение индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения»;

2. Программа  индивидуального и надомного обучения учащихся математике (Подпрограмма программы сопровождения индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы»;

 

3. Методический сборник Зуйковой Г.И. «Учить учиться математике»;

4 Зуйкова Г.И.  Методические рекомендации «Организация методического сопровождения образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе»;

 

5.Из опыта работы Зуйковой Г.И. «Формирование общеучебных умений и навыков учащихся на уроках математики как условие развития личности и её социальной адаптации»;

 

6. Из опыта работы Зуйковой Г.И. «Использование электронных образовательных ресурсов при обучении математике детей с ограниченными возможностями здоровья»;

 

7. Зуйкова Г.И. «Модель оформления сценария дистанционного урока математики»;

8. Разноуровневые проверочные работы для индивидуального обучения школьников математике;

 

9. Дидактические игры для развивающих занятий на уроках математики;

 

10. Комплекс занятий  «Учись учиться математике»;

 

11. Комплекс оздоровительных  и специальных упражнений на уроках математики для детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

 

 

Директор

 

 

 

муниципального

 

 

 

общеобразовательного учреждения

 

 

 

 

«Средняя  общеобразовательная   школа   №2»

 

 

 

 

г. Ханты-Мансийска                                                                           Лобанов А.Н.