Warning: session_start() [function.session-start]: open(/tmp/sess_c2fd2d29838e1d1af9501ab3cc98b9ac, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 426
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

от . Опубликовано в Учительская - Зуйкова Галина Иннокентьевна

Муниципальное образование город Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский автономный округ-Югра

Министерство образования Российской Федерации

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»






ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ


«ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»





Автор

педагогического проекта:

заместитель директора по УВР,

учитель математики


ЗУЙКОВА

ГАЛИНА ИННОКЕНТЬЕВНА



г. Ханты-Мансийск, 2013 г


СОДЕРЖАНИЕ


1.  Краткая аннотация проекта  ……………………………………. .   стр 3


2.  Обоснование необходимости проекта  ………………………….   стр 5


3.  Цель и задачи проекта ……………………………………………   стр 6


4.  Основное содержание проекта ………………………………….    стр 8


5.  Ресурсы …………………………………………………………     стр 23


6.  Партнеры …………………………………………………… …    стр 25


7.  Целевая аудитория …………………………………………….     стр 26


8.  Механизм реализации проекта  ……………………………….     стр 26


9.  Критерии успешности проекта. Ожидаемые результаты …...     стр 28


10. Предполагаемые риски и их преодоление …………………       стр 32


11. Результаты и перспективы дальнейшей реализации проекта ..  стр 34


12.  Приложения …………………………………………………….  стр 39


13.  Литература ……………………………………………………...  стр 40


  1. 1. Краткая аннотация проекта

1

Полное название проекта

Обучение  детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

2

Автор проекта

Зуйкова Галина Иннокентьевна

учитель  математики

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»

3

Территория

г. Ханты-Мансийск, ХМАО – Югра

4

Юридический адрес организации

628002  г.Ханты-Мансийск, ХМАО-Югра, ул.Луговая, 15


5

Телефон/факс

(3467) 33-84-93

E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

6

Тип проекта

Практико - ориентированный

7

Форма проведения

-       Построение образовательного процесса  для детей с ограниченными возможностями здоровья на основе  индивидуального и дифференцированного подходов   в обучении

-       Использование содержания программы по математике  для развития личностного и индивидуального потенциалов детей с ограниченными возможностями здоровья

8

Цель проекта

Разработка рациональной и оптимальной организации целостного процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанной на разработке адаптивного содержания, форм, методов работы и требований к ребёнку, учитывающих зону его актуального и ближайшего развития и в соответствии с его состоянием здоровья, а также в разработке эффективных дидактических средств, способствующих повышению качества математической подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья.


9

Задачи педагогического проекта

-     Изучить современное состояние проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

-     Раскрыть методологические, психолого-педагогические и методические подходы к осуществлению индивидуализации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной  школе.

-     Выявить психолого-педагогические и методические особенности обучения (т.ч. математике) учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в

-     Определить требования к содержанию и структуре учебно-дидактического комплекса по математике и рекомендации по его использованию для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

-     Разработать систему сопровождения индивидуального обучения  ( в т.ч. математике) учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

10

Актуальность  педагогического проекта

Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья предусмотрена в новом Федеральном законе №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Глава 11, Статья 79).

Предлагаемый проект, обусловлен с одной стороны необходимостью перехода к личностно-ориентированному образованию, в основе которого заложен приоритет деятельности по сохранению, поддержанию здоровья ребёнка, развитию  личностного и индивидуального потенциалов детей с ограниченными возможностями здоровья, а с другой неспособностью традиционных подходов данные идеи реализовать эффективным способом.


11

Целесообразность представленного проекта

Педагогический опыт, полученный в ходе реализации представленного проекта формировался в целях максимально полного удовлетворения образовательных потребностей и повышения качества оказываемых специальных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья и направлен на объективно необходимое изменение существующих изолированных и разрозненных форм образования детей этих категорий в гибкую и доступную систему, позволяющую осуществлять различные формы получения образования и коррекционных услуг.

12

Специализация проекта

Практико-ориентированный

13

Срок реализации проекта

5лет (2007 – 2013гг)


14

Место реализации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Ханты-Мансийска

15

Официальный язык проекта

русский

16

Участники проекта

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья 5-11 классов МБОУ СОШ №2, учителя, методисты, специалисты, в т.ч.  медико-психолого-педагогической службы школы, города

17

История осуществления проекта

Предлагаемый проект является вполне логическим продолжением ранее разработанных и внедряемых в МБОУ СОШ №2 г. Ханты-Мансийска проектов в направлении комплексной реабилитации учащихся в условиях общеобразовательного учреждения и создания здоровьесберегающего образовательного пространства в школе.  Проект основывается на уже полученных некоторых положительных результатах, которые следует закрепить, обобщить, рационально использовать и  наращивать в ходе реализации представленного проекта и следующих проектных идеях.


2.  Обоснование необходимости проекта

Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья предусмотрена в новом Федеральном законе №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Глава 11, Статья 79).

Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья  рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, Конституция России поддерживает развитие различных форм образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ). Специальный образовательный стандарт является базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с  ограниченными  возможностями здоровья.

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.                  
Ратификация Россией международных Конвенций свидетельствует об изменении представления государства и общества о правах ребенка-инвалида и постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья. Легитимным становится право любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности его развития, что влечет за собой необходимость структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы страны.

Роль учебного предмета «Математика» в процессе формирования личности детей с ограниченными возможностями здоровья уникальна, его развивающий и образовательный потенциал огромен. Ведущей целью математического образования является интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, необходимых человеку для полноценной жизни в обществе. Развивает и формирует ученика с ограниченными возможностями здоровья не столько само знание, сколько методы его приобретения. Если учебная деятельность протекает только в рамках воспроизведения усвоенных знаний, это никоим образом не способствует его развитию. Понимая, что по причине увеличения объема информации, подлежащей усвоению, решить задачу обеспечения современного качества обучения детей с ограниченными возможностями здоровья традиционным путем невозможно, одним из путей обогащения оправданной и проверенной временем традиционной теории я считаю использование новых подходов, новых методов обучения детей математике и формирования основ математического  мышления учащихся. Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. Все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (физика, химия, техника, информатика, экономика и др.). Для многих детей с ограниченными возможностями здоровья математика становится профессионально значимым предметом.


3.Цели и задачи проекта

Основной идеей проекта является необходимость преодоления противоречия между установленными возрастными и образовательными нормами и существованием собственных законов развития человека, его возможностей, способностей, их безграничностью. В связи с этим возникла необходимость переосмысления содержания существующей традиционной системы обучения больных детей формами домашнего (индивидуального) обучения.


Цель состоит в разработке рациональной и оптимальной организации целостного процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанной на разработке адаптивного содержания, форм, методов работы и требований к ребёнку, учитывающих зону его актуального и ближайшего развития и в соответствии с его состоянием здоровья, а также  в разработке эффективных дидактических средств, способствующих повышению качества математической подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Гипотеза основана на предположении о том, что разработка адаптивного содержания образования, различных форм обучения, перспективных и индивидуальных методов обучения (в т.ч. математике) детей с ограниченными возможностями здоровья, позволит добиться максимально полного удовлетворения образовательных потребностей и повышения качества оказываемых специальных услуг  общеобразовательным учреждением.

Объект исследования - индивидуализация обучения (в т.ч. математике) детей с ограниченными возможностями здоровья.


Предмет исследования — индивидуализация процесса обучения (в т.ч. математике) учащихся с ограниченными возможностями здоровья.



Для достижения цели и проверки гипотезы  определены следующие задачи:

1. Изучить современное состояние проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Разработать методологические, психолого-педагогические и методические подходы к осуществлению индивидуализации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной  школе.

3. Выявить психолого-педагогические и методические особенности обучения математике учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

4. Определить требования к содержанию и структуре учебно-дидактического комплекса по математике и рекомендации по его использованию для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

5. Разработать систему индивидуализированного обучения математике  учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

4. Основное содержание проекта


Необходимым условием качественного обновления общества является обращение к нуждам людей, имеющих социальные проблемы. Решение этой задачи во многом зависит от качества предоставляемого образования в частности и образованности общества в целом. Большинство существующих образовательных программ для обучения школьников ориентировано на передачу обучаемым общественно необходимой суммы знаний, на их количественный прирост, на отработку того, или иного навыка, способа деятельности. Потребность в целенаправленном формировании знаний у учащихся с различными социальными нуждами (ограниченные возможности здоровья, языковой барьер, педагогическая запущенность в результате сложной жизненной ситуации, длительная болезнь и т.п.) в процессе изучения конкретных  образовательных дисциплин (в данном случае математики) осознается психологами и педагогами, но не проработана методистами.

В теоретическом плане в проекте уточняется содержание понятия «индивидуальное и надомное обучение больных детей»; содержательно описывается система сопровождения индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья ( в т.ч. математике); предложены разработанные методы приведения учебно-воспитательного процесса и режима обучения учащихся, находящихся на индивидуальном или домашнем обучении в соответствие с их возрастными, индивидуально-психофизическими особенностями и состоянием здоровья; выявлены знания о системе педагогических средств формирования общеучебных умений и навыков школьников в процессе обучения математике, в т.ч. дистанционного обучения (см. Приложения).

В прикладном плане в проекте разработаны своевременные и востребованные методические рекомендации по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе, обоснованные рекомендации по построению процесса формирования общеучебных умений и навыков учащихся при обучении математике на примере занятий «Учись учиться математике».

Разработанные программные материалы в проекте могут служить достаточно определенной основой для осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов к обучению учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Методологической основой разработки проекта приняты (после изучения и обобщения необходимости применения в ходе разработки проекта) следующие методики известных авторов:

  • идеи личностно-ориентированного обучения, положение об обучаемом как о субъекте образовательной деятельности (Е.В. Бондаревская;  В.В.Сериков И.С. Якиманская  и др.).
  • положения теории деятельности и деятельностного подхода к развитию личности и обучению (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.П. Щедровицкий  и др.).
  • индивидуализации с психологическими особенностями личности обучаемого (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.А.Крутецкий, И.А.Менчинская, Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн, И.С. Якиманская и др).
  • дидактические основы индивидуализации обучения (Ю.К. Бабанский, А.А. Бударный, Е.Я. Голант, Б.П. Есипов, А.А. Кирсанов, Е.С. Рабунский, И.Э. Унт и др.).
  • особенности индивидуального подхода к обучению детей с задержками психического развития (В.Н. Лубовский, Т.А. Власова Е.С. Иванов, Д.Н. Исаев и др.).
  • инклюзивное образование: новые подходы к качеству жизни детей с особыми образовательными нуждами (Голиков Н.А.)
  • лечебная педагогика (Голиков Н.А.)
  • качество жизни школьников (Голиков Н.А. ред. В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова)
  • особенности  дистанционноего обучения ( Л.Я. Гозман , Е.Б. Шестопал  и др.).
  • социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. (Л.И. Акатов  и др.).
  • вопросы специальной педагогики ( Н.М. Назарова).
  • психолого-педагогическая реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и проблемами в обучении (В.Г. Гембаренко).
  • формирование общеучебных умений и навыков на уроках математики (П.М. Эрдниев, Р. Г. Хазанкин, Н. И. Зильберберг.).
  • совершенствование методики работы учителя математики» (Я. И. Груденев).
  • обучение школьников математике (О. Б. Епишева, В. И. Крупич. ).


Логика и выбор методов научно-педагогических исследований в проекте:

  • теоретический анализ научной литературы по теме исследования (эмпирическое обобщение, синтез различных идей и знаний о педагогических приёмах обучения детей математике, в т.ч. детей с ограниченными возможностями здоровья);
  • моделирование на теоретическом и прикладном уровнях (построение модели учебного процесса при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, формирования их математического мышления);
  • диагностический (анкетирование, тестирование, методика выбора заданий и др.);
  • обсервационный (наблюдение, фиксирование результатов обучения и развития); формирующий педагогический эксперимент, математические методы обработки результатов исследования.


Достоверность исследований в проекте обеспечивается: методологической обоснованностью и непротиворечивостью теоретических положений исследования, разработкой комплекса диагностических методик, корректной организацией инновационной работы, практическим подтверждением основных положений исследования и научной обработкой полученных в ходе опыта данных.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.  Количество школьников с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных школах в настоящее время резко увеличивается. Из анализа научной и методологической литературы при разработке предлагаемого проекта мною  выделены два взаимосвязанных процесса: тенденция к росту количества детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах и  масштабное практическое применение научных достижений в различных областях (медицина, психология, цифровые технологии, коррекционная педагогика и др.) способствующее детям с ограниченными возможностями здоровья достигать эффективного развития.

Одной из ведущих современных тенденций является рост доли детей с тяжелыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания, что невозможно не учитывать при обучении детей такой категории в общеобразовательной школе. В разработке системы сопровождения обучения таких детей в школе необходимы варианты, предусматривающие значительно более низкие, в сравнении со здоровыми сверстниками, уровни образования, но в то же время, не ниже уровней ФГОС, т.к. этим детям (если нет медицинских противопоказаний) приходится проходить итоговую аттестацию (в т.ч. в форме ГИА и ЕГЭ). Вместе с тем, наряду с увеличением состава школьников с ограниченными возможностями здоровья обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ограниченными возможностями здоровья достигают близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.

Существенную роль в данной  ситуации играет раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям, внедрение в практику научно обоснованных и экспериментально проверенных форм организации совместного обучения здоровых школьников с детьми с ограниченными возможностями здоровья, принципиально новых подходов и технологий их обучения. 
В связи с этим школа вынуждена при выполнении традиционных функций:
обучающей, воспитательной и развивающей преобразовываться в полифункциональные образовательные учреждения, брать на себя несвойственные ей ранее функции: здоровьесберегающую, здоровьеформирующую, правозащитную, функцию социальной защиты, культуросозидательную, персонологическую, реабилитационную, комплексного сопровождения, психолого-педагогической поддержки, регуляционную, компенсирующую, адаптационную, интеграционную, оптимизации качества жизни школьника в условиях общеобразовательного учреждения.

Существующая в предыдущие десятилетия система индивидуального обучения больных детей на дому нередко приводила к изоляции ребёнка от детского коллектива, депривации, формированию у ребёнка патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми. В этих условиях  администрации школы и педагогам приходилось решать возникающие проблемы индивидуального обучения таких детей и интеграции их в общество, формирования у них коммуникативных навыков, создания для них возможности и условий для овладения учебными программами общеобразовательных учреждений. Перед педагогами встали  конкретные задачи:

  • Как адаптировать учебную нагрузку к индивидуальным функциональным возможностям больного ребёнка?
  • Как обучать детей, имеющих слабое здоровье и подготовить их к усвоению не только ФГОС, но и научить выполнять задания более сложного уровня трудности для больных, но способных учащихся?
  • Как обучить больного ребёнка, если по нормам Учебного плана для такой категории детей предусмотрено всего от 8 до 12 часов в неделю?
  • Как интегрировать усилия учителей, классного руководителя, специалистов в решении вопросов комплексной реабилитации больного ребёнка?
  • Как организовать сам учебный процесс с учащимися данной категории? Каким предметам отдать предпочтение? Как составить расписание уроков «под конкретного ученика»?
  • Какие знания, умения и навыки, ключевые понятия взять за основу при изучении отдельного учебного курса?
  • Как осуществить промежуточный и итоговый контроль за освоением учащимися учебных программ?


Возникала и масса методических проблем в обеспечении обучения больных детей с различными учебными возможностями учебно-методическими комплексами по учебным предметам.

Из сложившейся практики учитель-предметник фактически в одиночку осуществлял обучение больного ребёнка, редко выстраивая индивидуальную траекторию его развития с привлечением медиков, психологов, других специалистов и педагогов. Учителя, обучающие детей данной категории, сталкивались  с проблемами организации  и самого учебного процесса.

Проект, предлагаемый мною, предполагает объединить усилия педагогов и специалистов в решении данных проблем, в вопросах инклюзии (включения) в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья их комплексной реабилитации, помочь учителям в составлении тематических планов, поурочных планов, проверочных, контрольных и обучающих работ, моделировании расписания учебных, развивающих и коррекционных занятий, выборе форм и методов интегрирования тем здоровья в программы учебных курсов и др.

Педагоги, используя положения данного проекта, могут вполне составить свою, индивидуальную программу, ориентируемую строго на обучение конкретного ученика, выстраивая её в зависимости от индивидуальных функциональных возможностей ребёнка, диагноза его заболевания, а также запроса родителей и в соответствии с индивидуальной траекторией развития. Предметные подпрограммы, разрабатываемые педагогами, должны составляться на базе основных образовательных программ с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания.


В результате реализации проекта предполагается выстроить следующую систему:

Основные функции построения проекта:

  • здоровьесберегающая
  • адаптационная
  • реабилитационная
  • компенсирующая
  • коррекционная
  • развивающая
  • обучающая
  • воспитательная


Построение обучающих курсов на основе 3  показателей:

  • Состояние здоровья
  • Учебные возможности

-         познавательные процессы

-         общеучебные умения и навыки

-         интеллектуальные способности

-         умственная работоспособность

-         учебная мотивация

  • Социально-психическая адаптация

Система реализации проекта:

  1. Индивидуализация и вариативность обучения в зависимости от типа учащегося (по технологии, разработанной экспериментальной группой педагогов МБОУ СОШ №2 под руководством к.п.н., научного руководителя школьных инновационных проектов Голиковым Н.А.);
  2. Определение индивидуальной дозированной учебной нагрузки по результатам медико-психолого педагогического консилиума;
  3. Проведение своевременной психолого-педагогической коррекции на основании результатов обследования ребёнка;
  4. Создание валеологически целесообразной среды обитания в школе (при инклюзивном обучении) и дома (при надомном или дистанционном обучении);
  5. Адаптация ребёнка и педагогов к особенностям индивидуального обучения;
  6. Обеспечение корректного патронажа развития личности учащегося.


Виды постоянного сопровождения учащихся:

  1. Диагностика и консультирование. Экспертная оценка состояния развития . Рекомендации специалистов;
  2. Определение формы обучения больных детей. Формирование учебных групп, переход на индивидуальное, надомное, дистанционное обучение;
  3. Организация успеха ребёнка в усвоении учебных программ;
  4. Адаптация среды обучения к особенностям ребёнка. Установка режима обучения;
  5. Индивидуальная работа по преодолению недостатков развития интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер;
  6. Коррекция нарушений в развитии ребёнка;
  7. Создание системы контроля за освоением учеником учебной программы, его развитием, состоянием здоровья;
  8. Создание системы мероприятий по формированию здорового образа жизни, интеграция тем здоровья в программы учебного курса;


Виды итогового сопровождения учащихся:

  1. Определение наиболее приемлемых форм промежуточной и итоговой аттестации учащихся. Установка на щадящий режим аттестации;
  2. Ориентация на разработку индивидуальных критериев оценивания знаний ученика;
  3. Подготовка учащихся к выбору образовательного учреждения для получения будущей профессии;
  4. Подготовка документации для дальнейшего сопровождения учащихся после окончания образовательного учреждения.


Принципы функционирования проекта:

  • Принцип индивидуально-личностного гуманистического подхода;
  • Принцип природосообразности;
  • Принцип разносторонности реабилитационных мероприятий;
  • Принцип единства биологических, психо-социальных и педагогических методов;
  • Принцип ступенчатости и целесообразности в обучении.


Характеристика временных ресурсов:

I.Учебный план:

Образовательные области

1

кл

2

кл

3

кл

4

кл

5

кл

6

кл

7

кл

8

кл

9

кл

10

кл

11

кл

Базовый уровень

Филология


3,5

3,5

3,5

3,5

4

4

3

3

4

4

4

Математика

Информатика

2,5

2,5

2,5

2,5

2,5

0,5

2,5

0,5

2,5

0,5

2,5

0,5

2,5

0,5

2,5

0,5

2,5

0,5

Обществознание





1

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

1,5

Естествознание

1

1

1

1

1

0,5

1,5

1,5

1,5

2,5

2,5

Искусство

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5




Технология.

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

1

1

1

ВСЕГО:

8

8

8

8

10

10

10

10

11

12

12

Школьный компонент

Занятия по выбору и по медицинским показа-телям, в т.ч. в гпд

2

2

2

2

5

5

5

5

6

6

6

ИТОГО:

10

10

10

12

15

15

15

15

17

18

18

Учебная нагрузка на 1 ученика не должна превышать норм, установленных Федеральным базисным учебным планом:


1-4 классы:  до 8 часов в неделю;

5-8 классы:  до 10 часов в неделю;

9 классы:  до 11 часов в неделю;

10-11 классы:  до 12 часов в неделю.

Предельно допустимая учебная нагрузка на 1 ученика не должна превышать:


1-3 классы:  до 10 часов в неделю;

4 классы:  до 12 часов в неделю:

5-8 классы:  до 15 часов в неделю;

9 классы:  до 17 часов в неделю;

10-11 классы:  до 18 часов в неделю.

Необходимо предусмотреть часы школьного компонента на занятия по выбору, в т.ч. в гпд и по медицинским показателям ( при наличии дополнительного финансирования учреждения).


II. Примерный учебный план ОУ

для индивидуального и надомного обучения:


Образовательные области

1

кл

2

кл

3

кл

4

кл

5

кл

6

кл

7

кл

8

кл

9

кл

10

кл

11

кл

БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ:

Филология:

Русский язык,

Литература

Инностранный язык


1,5

1,5


1,5

2


1,5

2


1,5

2


2

1

1


2

1

1


1,5

0,5

1


1,5

0,5

1


1,5

1

1,5


1

1,5

1,5


1

1,5

1,5

Математика:

Математика

Алгебра

Геометрия

Информатика


2,5


2,5


2,5


2,5


2,5



0,5


2,5



0,5



2

0,5

0,5



2

0,5

0,5



2

0,5

0,5



2

0,5

0,5



2

0,5

0,5

Обществознание:

История

Обществознание

География









1


1


0,5


1


1


0,5

0,5

0,5


0,5

0,5

0,5


0,5

0,5

0,5


1

0,5

Естествознание:

Окружающий мир

Биология

Физика

Химия


1


1


1


1


1



0,5



0,5

0,5



0,5

0,5

0,5



0,5

0,5

0,5



0,5

1

1



1

1

0,5

Искусство:

ИЗО/Музыка/МХК


0,5


0,5


0,5


0,5


0,5


0,5


0,5


0,5




Технология:

Трудовое обучение. ОБЖ

Основы профессии


0,5


0,5


0,5


0,5


0,5


0,5


0,5


0,5



1



1



1

ВСЕГО:

8

8

8

8

10

10

10

10

11

12

12

ШКОЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ:

Занятия по выбору

1

1

1

1

2

2

2

2

3

3

3

Индивидуальные,

коррекционные и  развивающие занятия



1



1



1



1



2



2



2



2



2



2



2

Физическая культура, ЛФК (по медицинским показателям)






1


1


1


1


1


1


1

ИТОГО:

10

10

10

12

15

15

15

15

17

18

18

III. Продолжительность занятий. режим:

  • Учебное занятие длится не более 40 минут

с 10-15 минутным перерывом (меньшая нагрузка по медицинским показателям):

20 мин – 1 часть занятия,

10 мин – физпаузы, коррекционно-развивающие минуты,

20 мин – 2 часть занятия


  • Оптимальные дни для учебных занятий:

понедельник, вторник, среда, пятница.

Четверг – наблюдение у специалистов.

Суббота – дополнительное образование и досуговая  деятельность


  • Режим занятий:

1 вариант:

с 9-00 час до 12-00 час – учебные занятия,

с 12-00 час до 13-30 час – прогулки, ЛФК, игры,

с 13-30 час до 14-00 час – обед,

с 14-00 час до 15-00 час – свободное время

с 15-00 час до 17-00 час – ГПД, ИЗ, КРЗ.

2 вариант:

с 9-00 час до 11-30час – ГПД, КРЗ,

с 11-30 час до 12-30 час – прогулки, ЛФК, игры,

с 12-30 час до 13-00час – обед,

с 13-00 час до 14- 00 час – свободное время

с 14-00 час до 17-00 час – учебные занятия.






IV. Расписание занятий:  (на примере 5 класса)



пнд

втр

срд

чтв

птн

сбт

1 урок

9:00-9:50

9:20-9:30

9:30-9:50

Русский

ФП

Русский

Матем

ОМ

Матем

История

ФП

История

НС

Русский

РЗ

Русский

ЛФК/

Физ-ра


2 урок

10:00-10:50

10:20-10:30

10:30-10:50

Матем

РЗ

Матем

Литерат

ФП

Литерат

Естеств

РЗ

Матем


Ин.яз

ОМ

Ин.яз

КЧ

3 урок

11:00-11:25


11:40-12:00

ИЗО/

музыка

Информ

ЗП

РЗ

ЗП

Труд/

Обж

Обж/

Труд


ЗП

ФП

ЗП

КД

ГПД

Самоподготовка,

или дистант, или занятия с родителями

15:00-17-00

КРЗ

ИЗ

КРЗ

ИЗ



_



_

Обозначения:

КРЗ – Коррекционно-развивающие занятия  НС – Наблюдения у мед.специалистов

ЗП – Занятия по выбору ОМ – Оздоровительные минутки

ИЗ – Индивидуальные занятия КД – Кружковая деятельность, доп.образование

РЗ – Развивающие занятия                ФП – Физпаузы     КЧ – Кл. час, работа с кл.руководителем

V. Продолжительность обучения:

  • Продолжительность учебного года  -  30 учебных недель;
  • Начало и окончание учебного года: 1 сентября и 25 мая

(или по рекомендуемым срокам, индивидуально);

  • Каникулы: 6 недель + 4 дня здоровья ежемесячно:

с 1ноября по 10 ноября

с 25 декабря по 10 января

с 25 марта по 4 апреля;

Дополнительные каникулы: 1 неделя (по медицинским показателям).

VI. Промежуточная и итоговая аттестация:

  • Предметная – 1 раз в месяц ( по совместному предметному графику)
  • Четвертная – 2 раза в год  ( 2 по основным предметам или 1+1 по выбору)
  • Годовая – с 20 по 25 мая ( 2 по основным предметам или 1+1 по выбору)
  • Итоговая – с 1 по 13 июня (по индивидуальным срокам или освобождение по медицинским показателям)

9 кл – только 2 обязательных предмета (или щадящий режим, или освобождение по медицинским показателям).

11 кл – 3 предмета (2 обязательных и 1 по выбору или щадящий режим, или освобождение по медицинским показателям)

VII. Основания для индивидуального обучения:

  1. Медицинское заключение установленного образца;
  2. Рекомендации медико-психолого-педагогического консилиума;
  3. Решение педсовета образовательного учреждения;
  4. Договор с родителями;
  5. Положения и локальные акты образовательного учреждения по организации индивидуального, надомного и дистанционного обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.


Цели обучения учащихся математике определяются её ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного ученика. В предложенном мной проекте речь идёт об обучении детей с ограниченными  возможностями здоровья в виду отклонений в их физическом, психическом развитии или другими заболеваниями. Таким учащимся, как правило, прописывается щадящий, индивидуальный режим обучения с меньшим количеством часов, отведённых для изучения школьного курса математики, не позволяющий в полном объёме овладеть всеми математическими знаниями, умениями и навыками. Для детей с более развитыми интеллектуальными способностями, но по состоянию здоровья вынужденных заниматься индивидуально, рамки следует расширить, подходя в любом случае к обучению каждого ребёнка с позиции принципа природосообразности и личностно-ориентированного подхода.

В проекте учитывается две стороны назначения математики: практическая, необходимая как инструментарий в продуктивной деятельности человека и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением методами познания и преобразования мира посредством математики. Учитывая, что за меньшее количество часов, что отводится для индивидуального или надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, следует не нарушить целостность изучения математики, надо научить ребёнка обучаться в собственной деятельности, привить навыки самообразования, сформировать потребность в приобретении новых знаний, научить эффективно применять современные информационные источники, в т.ч. через дистанционное обучение, которое позволяет в  индивидуальном режиме, независимо от места и времени, получить образование по индивидуальной траектории в соответствии с принципами открытого образования. Для этих целей в проекте предусматривается регулярное проведение уроков дистанционного обучения математике «Я+Ты», развивающих занятий «Учись учиться математике» и «Дидактические игры по математике», тематика которых определяется данным проектом (см. Приложения). При составлении тематического планирования курса «Математика», представленного  в проекте, в темы курса интегрированы темы здоровья. Это позволит более глубокому формированию у учащихся основ культуры здоровья, одной из главных задач модернизации системы школьного образования в целом и комплексной реабилитации учащихся в частности.

Проектом предусматривается решение задач математического образования детей с ограниченными возможностями здоровья в обеспечении целостного процесса обучения математике больного ребёнка, нуждающегося в комплексной реабилитации и находящегося на индивидуальном или надомном обучении:

  • Адаптировать учебные программы по математике к индивидуальным функциональным возможностям детей, нуждающихся в комплексной реабилитации и находящихся на индивидуальном или надомном обучении

  • Обеспечить овладение учащимися конкретными математическими знаниями курса «Математика», достаточными для применения в практической деятельности, для изучения других дисциплин, для продолжения образования, в соответствии с запросами родителей и учебными возможностями ребёнка, обучающегося индивидуально;


  • Формирование основ культуры здоровья посредством интегрирования тем здоровья в изучение курса математики.

Обобщённая характеристика изменений в учебной программе

по математике (на примере 5-6 кл):

Программа, разработанная мной в рамках подготовки к реализации предлагаемого проекта, представляет собой вариант Программы «Математика в образовательных учреждениях, 5-6 кл» (составитель Кузнецова Г.М, Программно-методические материалы., Дрофа), адаптированная для обучения математике учащихся 5-6 классов, в пределах учебных часов, отведённых учебным планом на изучение математики для учащихся, находящихся на индивидуальном обучении (от 2 до 3 часов в неделю).

Содержание Программы представлено в виде блоков, объединяющих логически связанные между собой темы (блоки). Перечень этих блоков вместе с распределением учебного времени в % отношении формируется следующим образом:


1.

Числа и вычисления

40%

2.

Уравнения и неравенства

20%

3.

Геометрические фигуры

30%

4.

Развивающие занятия

10%


Программа строится на индуктивной основе с элементами дедуктивных рассуждений. Математические законы и методы формулируются в виде правил.


Целями и задачами данного курса математики 5-6 классов являются:


  1. Систематическое развитие понятия числа;
  2. Выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами;
  3. Выработка умений переводить практические задачи на язык математики;
  4. Подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.


Обобщённая характеристика умений учащихся:

В рамках данной Программы, после изучения курса «Математика, 5-6 кл», учащиеся должны уметь:

  • Выполнять вычисления с натуральными числами;
  • Выполнять действия с обыкновенными и десятичными дробями;
  • Производить действия с положительными и отрицательными числами;
  • Использовать буквы для записи выражений и свойств арифметических действий, в составлении уравнений;
  • Строить геометрические фигуры и измерять геометрические величины.

Программа рассчитана на 2,5 академических часа в неделю  (+1час по выбору учащегося) до 40 минут индивидуального обучения. Дополнительные часы могут быть выделены за счёт школьного компонента Учебного плана образовательного учреждения из часов, предусмотренных в Базисном Учебном плане для общеобразовательных школ РФ на индивидуальные и групповые занятия или за счёт часов для самоподготовки учащихся в ГПД, а также дистанционной формы обучения, организуемые в учреждении специально  для детей данной категории.

Каждый час разбивается на 3 части: 20 мин первая часть учебного занятия, 10 мин коррекционно-развивающие упражнения, физпаузы или оздоровительные минутки, 20 минут вторая часть учебного занятия.

Для приготовления домашних заданий, коррекционно-развивающих занятий отводятся дополнительные часы за счёт организации дистанционного обучения или групп продлённого дня для детей, находящихся на индивидуальном обучении.

Предельно-допустимая нагрузка на ученика определяется на основе медицинских показателей для каждого ребёнка индивидуально.


Учебно-методический комплекс для реализации программы:


  1. УЧЕБНИКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ (основные):

  • Э.П. Нурк, А.Э.Тельгман «Математика,5», «Математика,6»;
  • Н.Я Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков «Математика, 5 », «Математика, 6 »;
  • С.М. Никольский «Арифметика, 5», «Арифметика, 6»;


  1. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (основные):

  • А.С. Чесноков, К.И. Нешков «Дидактические материалы по математике, 5 кл», «Дидактические материалы по математике, 6 кл»;
  • Э.П. Нурк Рабочая тетрадь «Математика, 5», «Математика, 6»;
  • В. Жохов «Примерное планирование учебного материала и контрольные работы по математике 5-6 класс»;


  1. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ И ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  • И.Н.Зубарева, А.Г.Мордкович «Математика,5», «Математика, 6 »;
  • Л.Н Шеврин, А.Г. Гейн, И.О. Коряков, М.В. Волков «Математика, 5 », «Математика, 6 »;
  • О.И. Перькова, Л.И. Сазанова «Задачи по математике для 5-6 классов»;
  • «Упражнения для учащихся 5-6 классов»,  ж.«Математика в школе» № 1-96;
  • П.И. Алтынов «Контрольные и проверочные работы по математике, 5-6 классы»;
  • Н.Б. Мельникова «Дифференцированные задания, Математика 5-6 класс»,

М., Образование для всех;

  1. ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

  • Программно-методические материалы «Математика 5-11 классы», сборник нормативных документов;
  • Программно-методические материалы «Примерные программы основного общего образования»;
  • «Методические рекомендации по организации  уровневой  дифференцированной работы с учащимися», сост. Л.В. Кузнецова;
  • Методические рекомендации «Уровневая дифференциация обучения, Математика 5-9 класс», М., Образование для всех; сост Н.Б. Мельникова;
  • Учебно-методическая газета «Математика», № 25,26,27 2002 г;
  • «Математика в школе», журнал, №1, 1993 г; №4,1999г; №7,9, 2001 г.
  • Касаткин В.Н Программа «Здоровье» для средних общеобразовательных школ., «Вестник образования» №112, 2001 г;
  • «Валеология», учебное пособие под редакцией В.П. Соломина; С-Петерберг., 1995 г.
  • «Здоровье школьника», сборник нормативных и методических документов; Псков., 1999-2007г.


  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ( материалы автора проекта):


  • Методический сборник Зуйковой Г.И. «Учить учиться математике»;
  • Зуйкова Г.И.  Методические рекомендации «Организация методического сопровождения образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе»;
  • Из опыта работы Зуйковой Г.И. «Формирование общеучебных умений и навыков учащихся на уроках математики как условие развития личности и её социальной адаптации»;
  • Из опыта работы Зуйковой Г.И. «Использование электронных образовательных ресурсов при обучении математике детей с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Зуйкова Г.И. «Модель оформления сценария дистанционного урока математики»;
  • Разноуровневые проверочные работы для индивидуального обучения  школьников математике;
  • Дидактические игры для развивающих занятий на уроках математики;
  • Комплекс занятий  «Учись учиться математике»;
  • Комплекс оздоровительных  и специальных упражнений на уроках   математики для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Учитывая, что количество часов, отведённых учебным планом на освоение курса математики для детей с ограниченными возможностями здоровья всего от 2,5 часа в неделю, в рамках данного  проекта автором разработано тематическое и поурочное планирование, интегрирование тем здоровья и развития, разноуровневые проверочные и контрольные работы, другие дидактические материалы по курсу математики для детей с ограниченными возможностями здоровья (см. Приложение 3)

Содержание представленного проекта определяется Образовательной программой МБОУ СОШ №2 в соответствии со школьными Программой развития  и Программой «Здоровье». Данный проект рассматривается как приложение к «Программе сопровождения индивидуального обучения детей, нуждающихся в комплексной реабилитации в МБОУ СОШ №2 г. Ханты-Мансийска».

Педагогический опыт по итогам реализации проекта представлен мною в форме Программы, имеющей актуальное обоснование, цели и задачи, основные направления реализации, методологические рекомендации, практические выводы, анализ результативности инновационной деятельности, а также  собственные методические разработки занятий, дидактических материалов и  методических пособий для педагогов, что не противоречит общепедагогическим требованиям к формам предоставления инновационного педагогического опыта.


5.Ресурсы.

I. Наличные ресурсы:

  1. 1. Кадровые ресурсы - творческий, дееспособный, управляемый пед.коллектив МБОУ СОШ №2, имеющий опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
  2. 2. Опыт успешной реализация предыдущих проектов
  3. 3. Опыт научно-методического сопровождения ТюмГУ
  4. 4. Ресурсная база  школьного Центра здоровья и развития
  5. 5. Идёт согласование о строительстве доп. школьных площадей
  6. 6. Проект «ИКТ» уже начал осуществляться в 2010г
  7. 7. Опыт привлечения дополнительного финансирования:

-       школа стала бюджетным и самостоятельным (Закон РФ №83, №94) ОУ – возможность самостоятельного   распределения бюджетных средств + доп.финансирование ПР учредителем

-       дееспособный школьный Попечительский совет

-       разработан Бизнес-проект «Платные образовательные услуги»

-        практика участия школы и педагогов в конкурсах и получение Грантов

-        привлечение внебюджетных средств от спонсоров

-       возрождается практика шефства предприятия над школой

-       новая система оплаты труда в школе работает

-       штатное расписание оптимизировано

-       и др.


II. Необходимые ресурсы:


1. Предметно-образовательные ресурсы

Электронная библиотека, электронные учебники,   дидактические материалы, новые демонстрационные предметно-тематические презентации, УМК для педагогов, специалистов и учащихся, вовлечение учащихся в создание электронно-образовательных ресурсов и т.д.

2. Материально-технические

Дополнительные учебные площади, компьютеризация учебных кабинетов, создание специальных классов дистанционного обучения, полная укомплектованность их  современной мебелью, мастерские и спортивные сооружения и т.д.

3. Научно-методические

Условия непрерывного, в т.ч. дистанционного обучения и повышения квалификации, введение в штаты методистов, научных руководителей проектов и др.

4. Кадровые ресурсы

Привлечение новых высококвалифицированные кадров, в т.ч. гибкой системой оплаты труда, создание собственных образовательных ресурсов педагогов и специалистов, создание системы повышения профмастерства на рабочем месте, при прохождении аттестации, при введении нового и т.д.

5. Информационно-образовательные ресурсы

Информационно-ресурсное обеспечение образовательных систем, информационно-издательский центр, собственный сайт школы и локальная сеть,  образовательные интернет-ресурсы, электронная система управления школой, собственный сайты педагогов или страницы педагога на школьном сайте, социальные серверы, используемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (см.ниже) и др.

Социальные серверы для использования в работе при реализации проекта

Социальные сервисы

Цели использования

Электронные таблицы в Google www.gmail.com

Создание базы данных для педагогов, специалистов, оказывающих помощь детям с ОВЗ

Анкеты в Google www.gmail.com

Изучение отношения родителей, педагогов, детей к вопросам интегрированного обучения, субъективной результативности интеграции

Форум для родителей и педагогов http://edu.of.ru/opmpkAO

Оказание консультативной помощи в решении возникающих проблем

Совместная работа с документами в Google

Презентации мероприятий, разработка методических рекомендаций и др.

Блоги

Обсуждение возникающих проблем всеми участниками сопровождения

Закладки в БобрДобр http://www.bobrdobr.ru, в Блокноте Google www.gmail.com

Полезные ссылки, координация сетевого взаимодействия и т.д.

http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/distantsionnyi-urok-po-algebre-7-klass-v-distantsionnoi-obolochke-moodle-0

Взаимодействие учителей математики по обучению детей с ОВЗ

http://www.dslib.net/teoria-vospitania/individualizacija-obuchenija-matematike-uchawihsja-s-ogranichennymi-vozmozhnostjami.html-1

Методические рекомендации по обучению математике детей с ОВЗ

http://www.menobr.ru/materials/727/29239/

Сопровождение дистанционного обучения детей с ОВЗ

Плагин IDroo для Skype на сайте http://www.idroo.com/


Сопровождение дистанционного обучения детей с ОВЗ


6.  Партнёры

  • Тюменский государственный университет (специалисты кафедры психолого-педагогического факультета)
  • Тюменский нефте-газовый университет (специалисты кафедры социальных технологий)
  • Научный руководитель проекта к.п.н., доцент кафедры социальных технологий ТюмНГУ Голиков Н.А.
  • Творческая группа педагогов, реализующая инновационные проекты в рамках школьной программы развития «Оптимизация качества жизни школьника в условиях общеобразовательной школы»
  • Проблемная группа педагогов, специалистов, реализующих школьный проект «Комплексная реабилитация школьников в МБОУ СОШ №2»
  • Методическое объединение учителей математики, информатики МБОУ СОШ №2
  • Специалисты городской и школьной МППК
  • Городской Центр диагностики и консультирования
  • Реабилитационный центр для детей и инвалидов «Лучик», г. Ханты-Мансийск
  • Специалисты гуманитарного факультета Югорского государственного университета
  • Педагоги ДОУ «Центр развития ребёнка «Ёлочка» г. Ханты-Мансийска
  • Департамент  образования города Ханты-Мансийска.
  • Родительская общественность.


7. Целевая аудитория.

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья 5-11 классов МБОУ СОШ №2, школьники, нуждающиеся в комплексной реабилитации после длительной болезни или попавшие в социально-опасное положение или испытывающие временные жизненные трудности.

8. Механизм реализации проекта:

Название

Сроки

Содержание деятельности

1.

Организационно-подготовительный

этап



сентябрь 2007г – апрель 2008г

Стадия проектирования:


Актуализация темы проекта;

Анализ возможностей реализации направлений проекта в МБОУ СОШ №2,


Изучение опыта, научно-методической литературы, нормативных документов;


Проведение предварительной диагностики и условий для реализации проекта;


Определение участников, партнёров реализации проекта;


Анализ ситуации, ресурсов, рисков.

Постановка проблемы, определение целей, задач проекта, определение поэтапной модели и плана действий над проектом, выбор критериев успешности проекта;


Проведение сравнительного анализа систем обучения детей с ОВЗ и их влияния на состояние здоровья школьников;


Соотнесение проекта с  общешкольными программами: Программой развития, Программой «Здоровье»,  Программой сопровождения индивидуального обучения детей, нуждающихся в комплексной реабилитации в МБОУ СОШ №2.

2.

Постановочный этап

(проектировочный)

май 2008г –

ноябрь 2008г

Определение основных направлений деятельности:

Разработка модели сопровождения, структуры будущей системы, плана действий, программы действий;


Разработка и внедрение способов реализации вариативности, индивидуализации обучения

( в т.ч. математике)    детей с ОВЗ в МБОУ СОШ №2, с учетом состояния здоровья, уровня развития познавательных процессов и интеллектуальных способностей,   социально-психологической адаптации;


Составление инновационных карт, программ действия по реализации проекта;


Разработка маршрутных листов, режима работы с детьми с ОВЗ;


Подбор и адаптация дидактического материала, методических разработок;


Разработка системы сопровождения обучения школьников с ОВЗ в общеобразовательной школе;


Выделение системы обеспечения  обучения математике детей с ОВЗ.


Систематизация и обработка  изученного, подготовленного материала,  понимание и предварительное обобщение опыта работы по направлениям проекта, выработка  общих подходов, методических рекомендаций по организации и развитию деятельности педагогов, участников проекта


3.

Преобразующий этап (реализационный)

декабрь 2008г – январь 2013г

Реализация целей и задач проекта:

Определение конкретных способов и средств реализации выбранной модели в рамках имеющихся условий;

Разработка блоков образовательных программ для задач разноуровневого обучения детей с ОВЗ в соответствии с их возможностями.

Отработка навыков педагогов, участников проекта в  построении индивидуального маршрута обучения и развития школьника на основании его типологии с учётом показателей:

-состояния здоровья;

-учебных возможностей;

-уровня развития социального интеллекта;

Выстраивание системы взаимодействия по осуществлению психолого-педагогического сопровождения интегрированного обучения ребёнка с ОВЗ;


Осуществление постоянного промежуточного мониторинга и  корректировка диагностического материала и деятельности по реализации проекта - в случае необходимости - внесение корректив в замысел данного проекта.


4.

Итоговый этап (рефлексивный)

январь 2013г – декабрь 2013г

Оценка и самооценка успешности реализации проекта:


Анализ выполнения целей и задач проекта;


Выявление «плюсов» и «минусов» реализации проекта;


Итоговая диагностика результативности;

Программирование дальнейшей деятельности;


Оформление опыта реализации проекта.



9. Критерии успешности проекта. Ожидаемые результаты .

Представленный мною инновационный педагогический проект направлен на улучшение существующей образовательной ситуации в отношении создания системы обучения и педагогического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, одной из актуальных проблем современного образования. Критерии успешности в отношении детей данной категории мало разработаны в современной педагогической науке. Сложно оценить в количественных показателях итоги этой порой ювелирной педагогической деятельности. Даже незначительные успехи таких детей воспринимаются педагогами, родителями, педагогическими сообществами с большим удовлетворением.                                        В проекте сделана попытка разработки специальных критериев, которые не включают специфических оценок в развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по психолого-методическим показателям, и которые вполне смогли бы характеризовать успешность создания системы обучения таких детей в общеобразовательной школе. Критерии успешности в проекте рассматриваются как для учреждения в целом, так и с учётом предметной направленности проекта (обучение математике), т.к. они взаимосвязаны и взаимозависимы.



Критерии успешности реализации проекта:

Критерии и показатели реализации цели и задач проекта

1.  Критерии эффективности реализации проекта:

v  Устойчивость условий  комфортности участников образовательного процесса                                                     (положительные результаты сравнительного анализа)

v  Рост личностных достижений субъектов образовательного процесса (результаты психолого-педагогических мониторингов)

v  Рост материально-технического и ресурсного обеспечения образовательной системы (%)

v  Влияние образовательной системы школы (педагога) на развитие образовательного пространства города, региона  (повышение рейтинга школы(педагога) в развитии данного направлениия в городе, регионе)

v  Удовлетворенность всех участников образовательного процесса уровнем и качеством образовательных услуг (повышение востребованности данной услуги, итоги анкетирования, изучения запросов потребителей данной услуги, рост количества обучающихся с ОВЗ, успешно освоивших содержание образования)

Позитивное отношение родителей, выпускников и местного сообщества к школе  (результаты анкетирования, рост конкурентноспособных преимуществ школы)

2. Критерии качества жизни школьника и успешности образовательного процесса

* Уровень обученности школьников (увеличение в % общей и качественной успеваемости,  рост СОУ (степени обученности учащегося) по методике Симонова,  успешность  выпускников,  освоение ФГОС)

* Уровень познавательной активности  школьников  (положительная динамика результатов)

* Самоотношение школьников (+ результаты анкетирования)

* Отношение к школе (педагогу) (+ результаты анкетирования)

* Наличие учебной мотивации (психологический мониторинг)

* Оценка психологической безопасности в  образовательной среде, состояния здоровья и уровней  культуры здоровья  (мониторинг безопасности среды,  индекс здоровья, к- заболеваемости и др.)

В результате внедрения проекта  предполагается:

Раскрыть и развить индивидуальные способности уровни познавательной активности, учебную мотивацию учащихся с ограниченными возможностями здоровья, развить основные предметные компетенции обучающихся;


Выполнить при обучении детей данной категории требования ФГОС общего образования и при сохранённом интеллекте детей добиться максимально доступных результатов обученности;


Повысить заинтересованность родителей в инклюзивном обучении детей данной категории в образовательном пространстве  школы и увлеченность учащихся учением (в частности предметом  «математика»);


Научить учащихся данной категории быть более уверенными в себе, добывать знания самостоятельно, используя личностно-ориентированные, индивидуальные, дистанционные технологии, развивать критическое мышление;


Научить учащихся использовать полученные знания на метапредметном уровне и в различных ситуациях, реализуя деятельностный подход к обучению;


Повысить качество знаний учащихся в частности по математике и качество обученности школьников в целом по школе.



Для достижения положительных результатов была разработана система реализации задач, направленных на:

  1. Выявление и использование внутренних и  внешних ресурсов по проблемным направлениям в работе школы в целом и педагога в частности;
  2. Развитие МБОУ СОШ №2 и педагогов с учётом накопленного опыта и результатов предыдущей инновационной деятельности;
  3. Создание единой системы управления качеством образования в МБОУ СОШ № 2, активное участие педагогов в мониторинге качества образования;
  4. Расширение системы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч., развивающих курсов по выбору учащихся, кружков,  факультативов, спортивных и оздоровительных секций (по показаниям), развитие и совершенствование предпрофильной подготовки профильного обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья;
  5. Стимулирование работы учителей и МО на внедрение передовых педагогических технологий, в т.ч. информационных, индивидуальных, дистанционных;
  6. Включение в реализацию школьной комплексно-целевой программы «Развитие учащихся на основе формирования у них предметных и общеучебных умений и навыков» детей с ограниченными возможностями здоровья;
  7. Создание положительного эмоционального поля взаимоотношений "учитель – ученик", "ученик – ученик", "учитель – учитель", "учитель-родитель", «ученик-родитель», «учитель-учитель», в т.ч. на развитие личностного потенциала ребенка в условиях взаимодействия школы, семьи и социума;
  8. Улучшение ресурсной базы  МБОУ СОШ  №2  для создания комфортной образовательной среды обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
  9. Максимальное использование потенциальных возможностей педагогов  и мотивирование их на повышение уровней профессионализма, привлечения к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья опытных педагогов, в т.ч. через формирование стимулирующего фонда оплаты труда.
  10. Формирование и развитие информационного    пространства и информационных ресурсов, обеспечивающих взаимодействие                      между  детьми с ограниченными возможностями здоровья и участниками образовательного процесса, окружающим обществом;
  11. Активизацию индивидуальной работы педагогов с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в урочное и внеурочное время путём разработки индивидуальных заданий, дополнительных занятий, овладения методом личностно-ориентированного и дифференцированного обучения.
  12. Совершенствование мониторинговых исследований познавательных процессов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих резервные учебные возможности;
  13. Организацию качественной работы школьного научного общества по развитию одарённости детей с ограниченными возможностями здоровья, путём открытия групп одарённости и способностей разной направленности (интеллектуальной, художественной,  музыкальной и др.)

14.  Индивидуализацию и вариативность обучения (в т.ч. предметного) в зависимости от типа учащегося по методике к.п.н. Голикова Н.А.;

15.  Определение индивидуальной дозированной учебной нагрузки детей с ограниченными возможностями здоровья по результатам медико-психологического мониторинга

16.  Проведение своевременной психолого-педагогической коррекции на основании комплексного обследования ребенка (логопедическая помощь, развитие предметных и общеучебных умений и навыков и т.д.);

17.  Ведомственное взаимодействие в организации единого реабилитационного пространства.

18.  Создание валеологически целесообразной среды обучения, в том числе положительного эмоционального фона в школе и в учебных помещениях для детей с ограниченными возможностями здоровья;

19.  Согласованные, интегрированные действия субъектов реабилитационного процесса (ученик, родители, педагог, педагог-психолог, педагог-дефектолог, сверстники, социум);

20.  Улучшение адаптации педагогов к особенностям обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, достижение ими понимания приоритетности здоровья, овладения и использования психосберегающих и здоровьесберегающих технологий;

21.  Личностно-гуманную ориентацию педагогов, обеспечивающую ценностно-смысловое равенство ребенка с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками;

22.  Внедрение механизма уравновешивания или сглаживания противоречий между ребенком и социальной средой;

23.  Обеспечение корректного патронажа развития личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.


10. Предполагаемые риски и их преодоление

Риски:

  1. Профессиональная неготовность педагогов, школьного сообщества к принятию инклюзивных практик. Отсутствие у педагогов умения отслеживать и формировать психологические механизмы развития личности учащихся, состояния их здоровья, анализировать полученные данные, прогнозировать дальнейшую траекторию индивидуального развития, выявлять факторы риска в процессе образовательной деятельности.
  2. Отсутствие вариативности образовательных стандартов, препятствующее осуществлению инклюзивного образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья.
  3. Несовершенство программно-методического обеспечения осуществления предметного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (в данном случае математике) и психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и  отсутствие специальной подготовки у педагогов для работы с детьми данной категории, что является   решающими   факторами   в   обеспечении ситуации успеха для ребенка и улучшения качества образовательных услуг.
  4. Трудности осуществления взаимодействия между всеми участниками инклюзивного образовательного процесса, особенно на начальном этапе реализации нового подхода.
  5. Формальный характер индивидуальной программы реабилитации и обучения ребенка, направленной на получение полноценного образования.
  6. Трудности организации субъект-субъектных отношений в детском коллективе, что связано не только с проблемой ребенка, но и с особенностями самой группы. Неудовлетворенность во взаимоотношениях из-за ограниченности социального опыта учащихся с отклонениями в развитии, что делает их малоинтересными.
  7. Стихийный, неподготовленный характер включения ребенка с ограничением в среду нормально развивающихся сверстников.


Пути преодоления рисков:

1. Разработка школьными специалистами, психологами, педагогами, в т.ч. в рамках МО учителей-предметников при патронаже научного    консультанта        методических    рекомендаций    по    психолого-педагогической диагностике, отслеживанию и анализу результатов образовательного процесса для педагогов-предметников, программно-методического обеспечения осуществления предметного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, организация и проведение семинаров-практикумов по использованию диагностического комплекса, проектированию индивидуального развития школьников, оптимизации качества их жизни;

  1. 1. Повышение психолого-педагогической  компетентности родителей, других субъектов образовательного процесса через индивидуальные консультации, родительский "всеобуч", подготовку информационных бюллетеней и другие формы, направленные на продуктивное взаимодействие и социальное партнёрство с педагогическим коллективом в процессе оптимизации качества жизни обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  2. 2. Участие в обсуждении проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (в т.ч. через сеть Internet: форумы для родителей и педагогов http://edu.of.ru/opmpkAO, блоги, на которых идёт обсуждение возникающих проблем всеми участниками сопровождения обучения детей данной категории и др.);
  3. 3. Разработка (в отсутствии ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья) вариативности федеральных образовательных стандартов для осуществления инклюзивного образовательного процесса для детей данной категории и достижения обязательных федеральных образовательных стандартов (и выше) всеми обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
  4. 4. Привлечение к реализации проекта дополнительных ресурсов и средств через разработку и реализацию школьного «Бизнес-проекта» по оказанию  образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья.

11.  Результаты и перспективы дальнейшей реализации проекта.

Перспективы дальнейшей реализации проекта и разработки перспективного развития в данном направлении обусловлены продуктивностью опыта по итогам реализации проекта. Продуктивность опыта по итогам реализации проекта подтверждена положительными результатами внедрения Программы комплексной реабилитации учащихся в условиях общеобразовательной школы в МБОУ СОШ №2. Предлагаемый проект является подпрограммой этой общешкольной программы. Исходя из результатов реализации школьной  программы комплексной реабилитации школьников, можно предположить о стабильности педагогической эффективности результатов проекта и констатировать, что этот процесс помогает удовлетворить образовательные потребности и повысить качество оказываемых специальных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья и изменить существующие ранее изолированные и разрозненные формы образования  детей данной категории в гибкую и доступную систему, позволяющую осуществлять различные формы получения образования и коррекционных услуг.

Предлагаемый опыт реализации проекта способствует улучшению профессиональной компетенции и мастерства самих педагогов, он помогает привлекать дополнительные ресурсы для решения актуальных воспитательно-образовательных проблем обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.



Основные результаты реализации проекта:


Результатом реализации проекта стали разработанные конкретные педагогические средства и методические приемы, которые могут быть использованы в практике работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Опробована система разнообразных методов сопровождения обучения детей математике в процессе комплексной реабилитации школьников с ограниченными возможностями здоровья, реально применимых и не представляющих трудности для педагогов.

Реализация проекта позволила получить достижение качественно нового уровня в развитии учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Основные успехи в направлении достижения нового уровня в развитии учащихся с ограниченными возможностями здоровья характеризуются следующими качественными показателями:

1. Выполнение государственного стандарта по образованию имеет стабильно положительный характер (100%), что свидетельствует об улучшении качественной подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья, повышении их мотивации, уровня ответственности;

2. Улучшение показателей качественной успеваемости детей с ОВЗ за последние годы: 6%; 8%; 8,6% (по математике 8%; 9%; 9,2% );

3.Повышается качество здоровья обучающихся с ОВЗ (динамика основных заболеваний школьников: 32,3%, 30,2%, 30,0%;

4. В МБОУ СОШ №2 на протяжении последних  лет стабильно высокий индекс здоровья школьников. Самый высокий среди школ города. (0,81; 0,80; 0,75; 0,78; 0,82);

5. Сокращаются  факторы риска, влияющие на состояние здоровья детей, в т.ч. с ОВЗ через создание безопасной образовательной среды в учреждении

6.  Повышается уровень социально психологической адаптированности   детей от 54% в 2007 году  до 81% в 2013 году. В результате проведенной работы с учащимися с ОВЗ по устранению причин дезадаптации, школьной мотивации, тревожности наблюдается положительная динамика, это подтверждается результатами повторного диагностирования. Дезадаптированных учащихся становится меньше в среднем на 8% в год.


7. Немаловажную роль в индивидуальном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья играет улучшение их психо-эмоциональной сферы. Обучаясь ранее на дому, эти дети жили в замкнутом пространстве, не получая должного общения со сверстниками, с окружающей средой. Диагностические исследования, проводимые мною в группе медико-психологической группы специалистов, выявили (по результатам обучения, отзывов родителей, специальных диагностик, разработанных к.п.н. Голиковым Н.А. и др.) значительное улучшение психо-эмоциональной сферы детей данной категории, обучающихся инклюзивно и индивидуально в МБОУ СОШ №2. (Диаграмма 1). Кроме того, все учащиеся данной категории продолжают обучаться в школе или поступили в СУЗы (после окончания основной школы). (Диаграмма 2).


Диаграмма 1










Диаграмма 2










7.  Наблюдается положительная динамика движения по группам здоровья школьников (увеличение детей со II группой и уменьшение с III,IV,V).

8. По результатам анализа обученности школьников ( в т.ч. детей с ОВЗ) в системе ценностей  наблюдается приоритет сохранения,  накопления знаний, универсальных способов учебной деятельности, что  реализуется в деятельности и поведении педагогов, школьников, их родителей (по результатам анкетирования наблюдается устойчивая установка на ценность качественного образования).

9. По данным мониторингов 2007, 2011, 2013 гг наблюдается положительная динамика улучшения творческой атмосферы в методических объединениях учителей-предметников (в т.ч. учителей математики и информатики), удовлетворение результатом совместной работы в классах индивидуального, надомного и дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, совместной деятельности по разработке учебно-методических комплексов, составлению индивидуальных образовательных маршрутов, карт развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья;


10. Выполнение задач реализации проекта осуществляется в соответствии с программой развития МБОУ СОШ №2 в направлении развития конкурентноспособности учреждения в городе по вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Констатируется повышение интереса социума города к проблемам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, школа получила статус инновационной площадки по реализации проектов комплексной реабилитации школьников, в т.ч. детей с ограниченными возможностями здоровья;


11. Получены положительные предварительные результаты реализации способов оптимизации учебно-воспитательного процесса через дистанционные технологии обучения;


12.Обеспечивается на достаточном уровне профессиональная компетентность педагогов в вопросах обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, специалистов для реализации направлений проекта. На базе опыта МБОУ СОШ №2, её педагогов  и конкретно автора проекта проводятся муниципальные и региональные семинары и практикумы для педагогов и специалистов, работающих в данном направлении.


Репрезентативность внедрения педагогического опыта

Достаточная проверка опыта реализации проекта по времени (2007-2013гг), и подтверждение позитивных результатов в деятельности тех педагогов, которые берут этот опыт на вооружение, а также  повторение и творческое использование опыта коллегами в городе, регионе, позволяет сделать определённый вывод о наличии репрезентативности и внедрения в практику этого опыта. Постоянно делясь опытом, обновляя его в рамках современных требований я активно участвую в решении проблем совершенствования методической работы с педагогами, руковожу творческой группой педагогов школы, внедряющих инновационные проекты, провожу практические семинары, консультации по методике обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, по внедрению здоровьесберегающих, здоровьеформирующих технологий в учебно-воспитательный процесс, являюсь наставником молодых специалистов, материалы из опыта моей работы используют для работы с обучающимися педагоги нашей школы, а также публикации материалов моего опыта используются на региональном уровне в школах г. Югорска, г.Радужного, г.Когалыма, школ г. Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского района. Материалами моего опыта пользуются преподаватели Тюменского государственного университета при подготовке лекции по психологии и социологии (к.п.н. Голиков Н.А.). Статьи с опытом работы опубликованы в российских, региональных, городских и школьных изданиях. Брошюры и изданные материалы из опыта моей работы ежегодно представляются на городских, региональных, российских методических выставках в рамках педагогических конференций, семинаров.

Опыт работы по сопровождению индивидульного, надомного и инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья самообобщается, распространяется и востребован.

Публикация (основные) педагогического опыта

  1. Зуйкова Г.И. Материалы Всероссийского форума с   международным участием «Образование и здоровое развитие учащихся», ЧастьII/Москва/ИД «Ключ»/2005г/


  1. Зуйкова Г.И. Система организации индивидуального и надомного обучения школьников /журнал «Завуч», №7, 2005г/

  1. Зуйкова Г.И. Комплексная реабилитация школьников в условиях общеобразовательного учреждения /Здоровая молодёжь - здоровое общество/ОАО ИИЦ/Ханты-Мансийск/2007г/


  1. Зуйкова Г.И. Из опыта работы по оптимизации учебно-воспитательного процесса в МБОУ СОШ №2»; №1,2,3,4/Методический сборник/Ханты-Мансийск/ШкИЦ/2005, 2009, 2011, 2013гг/

  1. Зуйкова Г.И. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства школы как условие оптимизации качества жизни субъектов современного образования» /Научный альманах «Качество жизни субъектов современного образования»/под ред. Н.А. Голикова.-Алматы: Казакуниверситет, 2010г/


  1. Зуйкова Г.И. Интеграция науки и образования в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в школе /Сборник научных трудов и материалов международной научно-практической конференции/ЦНиИС» Вершина познания; под ред. Л.М. Федоряк.-Тюмень:ООО ИПЦ «Экспресс», 2011г/


  1. Зуйкова Г.И. Учим школьников математике / Методический сборник/ ИИЦ СШ №2/2011г/


  1. Zujkova G.I. « From innovations to system practice in education»

/Life quality of subject of modern education – 2011: the almanac/under the editorship of N.A/ Golikov. E.G. Mironova. – Almaty, 2011г/

  1. Зуйкова Г.И. «Сопровождение индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья» /Российский Научно-методический электронный журнал «Концепт», ISSN 2304-120X; сайт www.e-koncept.ru/ 03.06.2013г/

12. Приложения

1.Авторская Программа  «Сопровождение индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения»;


2.Программа  индивидуального и надомного обучения учащихся математике (подпрограмма программы сопровождения индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы»;


3.Тематическое и поурочное планирование уроков математики, интегрирование тем здоровья и развития в программу учебного курса математики, разноуровневые проверочные и контрольные работы по математике для учащихся с ограниченными возможностями здоровья

4.Тематическое и поурочное планирование уроков математики, интегрирование тем здоровья и развития в программу учебного курса математики, разноуровневые проверочные и контрольные работы по математике для учащихся с ограниченными возможностями здоровья

5.Методический сборник Зуйковой Г.И. «Учить учиться математике»;


6. Зуйкова Г.И.  Методические рекомендации «Организация методического сопровождения образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе»;


7.Из опыта работы Зуйковой Г.И. «Формирование общеучебных умений и навыков учащихся на уроках математики как условие развития личности и её социальной адаптации»;


8. Из опыта работы Зуйковой Г.И. «Использование электронных образовательных ресурсов при обучении математике детей с ограниченными возможностями здоровья»;


9. Зуйкова Г.И. «Модель оформления сценария дистанционного урока математики»;


10. Разноуровневые проверочные работы для индивидуального обучения школьников математике;


11. Дидактические игры для развивающих занятий на уроках математики;


12. Комплекс занятий  «Учись учиться математике»;


13. Комплекс оздоровительных  и специальных упражнений на уроках математики для детей с ограниченными возможностями здоровья.



13. Список  литературы:



  1. Аттестация учителей математики. Методические рекомендации.           //М.: «Айрис-Пресс», 2006.
  2. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса // М.: «Просвещение», 1982.
  3. Беркалиева Т. Н., Заир- Бек Е.С., Тряпицына А. П.. Инновации и качество школьного образования //С-Пб.: «Каро», 2007.
  4. Голиков Н.А. Инклюзивное образование: новые подходы к качеству жизни детей с особыми образовательными нуждами // Н.А. Голиков  Сибирский педагогический журнал. - №6. 2009.
  5. Голиков Н.А. Качество жизни школьников //Педагогический словарь. Под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой.- М: Издательский центр «Академия», 2008.
  6. Груденов Я. И. Совершенствование методики работы учителя математики // М.: «Просвещение», 1990.
  7. Дьяченко В. К.. «Сотрудничество в обучении» // М.: «Просвещение», 1991.
  8. Епишева О. Б., Крупич В. И.. Учить школьников учиться математике  //М.: «Просвещение», 1990.
  9. Зарецкий В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование. М., 2005.
  10. Зильберберг Н. И.. Урок математики. Подготовка и проведение \\ М.: «Просвещение», 1996.
  11. Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011.

Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М., 2009.

  1. Китаева М. В.. Успешный учитель - успешный ученик . Практическое руководство для педагогов // Ростов на Дону: «Феникс» , 2003.
  2. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. уч. пос. для студентов пед. вузов. //М.: Просвещение, 2009.
  3. Нечаев М. П., Галлеева Н. Л.. Современный кабинет математики // М.,«5 за знания», 2006.
  4. Паламарчук В. Ф.. Школа учит мыслить // М.: «Просвещение»,1987.
  5. Погосян Е.Н. Формирование общеучебных умений и навыков на уроках математики // ooun.doc, 2013.
  6. Поташник М. М., Левит М. Л.. Как подготовить и провести открытый урок. Современная технология. //   М.: «Педагогическое общество России», 2007.
  7. Поташник М. М., Лоренсов А. В., Хомерики О. Т. Управление инновационными процессами в образовании. // М., 2008.
  8. Ратнер Ф.Л.,.Юсупов А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей // М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
  9. Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике
  10. Системная диагностика качества общего и среднего образования // С–Пб.: ЛОИРО, 2002.
  11. Татарченкова С. С.. Урок как педагогический феномен.// С-Пб.: «Каро», 2005.
  12. Татьянченко, Д.В. Управление качеством образования: вхождение в проблему//. Челябинск: ПО «Книга», 1995.
  13. Эрдниев П. М., Эрдниев Б. П.. Укрупнение дидиктических единиц в обучении математике // М.: «Просвещение», 1987.
  14. Яровая Е.А. «Индивидуализация обучения математике учащихся с ограниченными возможностями здоровья» //Новосибирск, 2000.
  15. Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования. 2003.
  16. http://www.un.org/russian/documen/declarat/salamanka.pdf. // Саламанская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество, Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 года.
  17. Материалы по инклюзивному образованию

http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_mpio

  1. Об интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья

http://www.fatihovalf.ucoz.ru/blog/chto_vy_dumaete_ob_integrirovannom_obrazovanii_detej_s_ogranichennymi_vozmozhnostjami_zdorovja/2010-05-26-1

  1. Инклюзивное образование - равные возможности для всех учащихся
  2. http://nashiosobiedeti.ucoz.ru/news/inkljuzivnoe_obrazovanie_ravnye_vozmozhnosti_dlja_vsekh_uchashhikhsja/2010-09-04-246