ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Муниципальное образование город Ханты-Мансийск
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
Министерство образования Российской Федерации
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
|
г. Ханты-Мансийск, 2013 г
СОДЕРЖАНИЕ
1. Краткая аннотация проекта ……………………………………. . стр 3
2. Обоснование необходимости проекта …………………………. стр 5
3. Цель и задачи проекта …………………………………………… стр 6
4. Основное содержание проекта …………………………………. стр 8
5. Ресурсы ………………………………………………………… стр 23
6. Партнеры …………………………………………………… … стр 25
7. Целевая аудитория ……………………………………………. стр 26
8. Механизм реализации проекта ………………………………. стр 26
9. Критерии успешности проекта. Ожидаемые результаты …... стр 28
10. Предполагаемые риски и их преодоление ………………… стр 32
11. Результаты и перспективы дальнейшей реализации проекта .. стр 34
12. Приложения ……………………………………………………. стр 39
13. Литература ……………………………………………………... стр 40
- 1. Краткая аннотация проекта
1 |
Полное название проекта |
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе |
2 |
Автор проекта |
Зуйкова Галина Иннокентьевна учитель математики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» |
3 |
Территория |
г. Ханты-Мансийск, ХМАО – Югра |
4 |
Юридический адрес организации |
628002 г.Ханты-Мансийск, ХМАО-Югра, ул.Луговая, 15 |
5 |
Телефон/факс |
(3467) 33-84-93 E-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript |
6 |
Тип проекта |
Практико - ориентированный |
7 |
Форма проведения |
- Построение образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья на основе индивидуального и дифференцированного подходов в обучении - Использование содержания программы по математике для развития личностного и индивидуального потенциалов детей с ограниченными возможностями здоровья |
8 |
Цель проекта |
Разработка рациональной и оптимальной организации целостного процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанной на разработке адаптивного содержания, форм, методов работы и требований к ребёнку, учитывающих зону его актуального и ближайшего развития и в соответствии с его состоянием здоровья, а также в разработке эффективных дидактических средств, способствующих повышению качества математической подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья. |
9 |
Задачи педагогического проекта |
- Изучить современное состояние проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. - Раскрыть методологические, психолого-педагогические и методические подходы к осуществлению индивидуализации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. - Выявить психолого-педагогические и методические особенности обучения (т.ч. математике) учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в - Определить требования к содержанию и структуре учебно-дидактического комплекса по математике и рекомендации по его использованию для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. - Разработать систему сопровождения индивидуального обучения ( в т.ч. математике) учащихся с ограниченными возможностями здоровья. |
10 |
Актуальность педагогического проекта |
Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья предусмотрена в новом Федеральном законе №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Глава 11, Статья 79). Предлагаемый проект, обусловлен с одной стороны необходимостью перехода к личностно-ориентированному образованию, в основе которого заложен приоритет деятельности по сохранению, поддержанию здоровья ребёнка, развитию личностного и индивидуального потенциалов детей с ограниченными возможностями здоровья, а с другой неспособностью традиционных подходов данные идеи реализовать эффективным способом. |
11 |
Целесообразность представленного проекта |
Педагогический опыт, полученный в ходе реализации представленного проекта формировался в целях максимально полного удовлетворения образовательных потребностей и повышения качества оказываемых специальных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья и направлен на объективно необходимое изменение существующих изолированных и разрозненных форм образования детей этих категорий в гибкую и доступную систему, позволяющую осуществлять различные формы получения образования и коррекционных услуг. |
12 |
Специализация проекта |
Практико-ориентированный |
13 |
Срок реализации проекта |
5лет (2007 – 2013гг) |
14 |
Место реализации |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Ханты-Мансийска |
15 |
Официальный язык проекта |
русский |
16 |
Участники проекта |
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья 5-11 классов МБОУ СОШ №2, учителя, методисты, специалисты, в т.ч. медико-психолого-педагогической службы школы, города |
17 |
История осуществления проекта |
Предлагаемый проект является вполне логическим продолжением ранее разработанных и внедряемых в МБОУ СОШ №2 г. Ханты-Мансийска проектов в направлении комплексной реабилитации учащихся в условиях общеобразовательного учреждения и создания здоровьесберегающего образовательного пространства в школе. Проект основывается на уже полученных некоторых положительных результатах, которые следует закрепить, обобщить, рационально использовать и наращивать в ходе реализации представленного проекта и следующих проектных идеях. |
2. Обоснование необходимости проекта
Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья предусмотрена в новом Федеральном законе №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Глава 11, Статья 79).
Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и Конституцией РФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование. Устанавливая федеральные государственные образовательные стандарты, Конституция России поддерживает развитие различных форм образования и самообразования (ст. 43 Конституции РФ). Специальный образовательный стандарт является базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.
Ратификация Россией международных Конвенций свидетельствует об изменении представления государства и общества о правах ребенка-инвалида и постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья. Легитимным становится право любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности его развития, что влечет за собой необходимость структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации образовательной системы страны.
Роль учебного предмета «Математика» в процессе формирования личности детей с ограниченными возможностями здоровья уникальна, его развивающий и образовательный потенциал огромен. Ведущей целью математического образования является интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, необходимых человеку для полноценной жизни в обществе. Развивает и формирует ученика с ограниченными возможностями здоровья не столько само знание, сколько методы его приобретения. Если учебная деятельность протекает только в рамках воспроизведения усвоенных знаний, это никоим образом не способствует его развитию. Понимая, что по причине увеличения объема информации, подлежащей усвоению, решить задачу обеспечения современного качества обучения детей с ограниченными возможностями здоровья традиционным путем невозможно, одним из путей обогащения оправданной и проверенной временем традиционной теории я считаю использование новых подходов, новых методов обучения детей математике и формирования основ математического мышления учащихся. Без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. Все больше специальностей, требующих высокого уровня образования, связано с непосредственным применением математики (физика, химия, техника, информатика, экономика и др.). Для многих детей с ограниченными возможностями здоровья математика становится профессионально значимым предметом.
3.Цели и задачи проекта
Основной идеей проекта является необходимость преодоления противоречия между установленными возрастными и образовательными нормами и существованием собственных законов развития человека, его возможностей, способностей, их безграничностью. В связи с этим возникла необходимость переосмысления содержания существующей традиционной системы обучения больных детей формами домашнего (индивидуального) обучения.
Цель состоит в разработке рациональной и оптимальной организации целостного процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанной на разработке адаптивного содержания, форм, методов работы и требований к ребёнку, учитывающих зону его актуального и ближайшего развития и в соответствии с его состоянием здоровья, а также в разработке эффективных дидактических средств, способствующих повышению качества математической подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза основана на предположении о том, что разработка адаптивного содержания образования, различных форм обучения, перспективных и индивидуальных методов обучения (в т.ч. математике) детей с ограниченными возможностями здоровья, позволит добиться максимально полного удовлетворения образовательных потребностей и повышения качества оказываемых специальных услуг общеобразовательным учреждением.
Объект исследования - индивидуализация обучения (в т.ч. математике) детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования — индивидуализация процесса обучения (в т.ч. математике) учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Для достижения цели и проверки гипотезы определены следующие задачи:
1. Изучить современное состояние проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Разработать методологические, психолого-педагогические и методические подходы к осуществлению индивидуализации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе.
3. Выявить психолого-педагогические и методические особенности обучения математике учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
4. Определить требования к содержанию и структуре учебно-дидактического комплекса по математике и рекомендации по его использованию для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
5. Разработать систему индивидуализированного обучения математике учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
4. Основное содержание проекта
Необходимым условием качественного обновления общества является обращение к нуждам людей, имеющих социальные проблемы. Решение этой задачи во многом зависит от качества предоставляемого образования в частности и образованности общества в целом. Большинство существующих образовательных программ для обучения школьников ориентировано на передачу обучаемым общественно необходимой суммы знаний, на их количественный прирост, на отработку того, или иного навыка, способа деятельности. Потребность в целенаправленном формировании знаний у учащихся с различными социальными нуждами (ограниченные возможности здоровья, языковой барьер, педагогическая запущенность в результате сложной жизненной ситуации, длительная болезнь и т.п.) в процессе изучения конкретных образовательных дисциплин (в данном случае математики) осознается психологами и педагогами, но не проработана методистами.
В теоретическом плане в проекте уточняется содержание понятия «индивидуальное и надомное обучение больных детей»; содержательно описывается система сопровождения индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья ( в т.ч. математике); предложены разработанные методы приведения учебно-воспитательного процесса и режима обучения учащихся, находящихся на индивидуальном или домашнем обучении в соответствие с их возрастными, индивидуально-психофизическими особенностями и состоянием здоровья; выявлены знания о системе педагогических средств формирования общеучебных умений и навыков школьников в процессе обучения математике, в т.ч. дистанционного обучения (см. Приложения).
В прикладном плане в проекте разработаны своевременные и востребованные методические рекомендации по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе, обоснованные рекомендации по построению процесса формирования общеучебных умений и навыков учащихся при обучении математике на примере занятий «Учись учиться математике».
Разработанные программные материалы в проекте могут служить достаточно определенной основой для осуществления дифференцированного и индивидуализированного подходов к обучению учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Методологической основой разработки проекта приняты (после изучения и обобщения необходимости применения в ходе разработки проекта) следующие методики известных авторов:
- идеи личностно-ориентированного обучения, положение об обучаемом как о субъекте образовательной деятельности (Е.В. Бондаревская; В.В.Сериков И.С. Якиманская и др.).
- положения теории деятельности и деятельностного подхода к развитию личности и обучению (В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Г.П. Щедровицкий и др.).
- индивидуализации с психологическими особенностями личности обучаемого (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.А.Крутецкий, И.А.Менчинская, Б.М.Теплов, С.Л.Рубинштейн, И.С. Якиманская и др).
- дидактические основы индивидуализации обучения (Ю.К. Бабанский, А.А. Бударный, Е.Я. Голант, Б.П. Есипов, А.А. Кирсанов, Е.С. Рабунский, И.Э. Унт и др.).
- особенности индивидуального подхода к обучению детей с задержками психического развития (В.Н. Лубовский, Т.А. Власова Е.С. Иванов, Д.Н. Исаев и др.).
- инклюзивное образование: новые подходы к качеству жизни детей с особыми образовательными нуждами (Голиков Н.А.)
- лечебная педагогика (Голиков Н.А.)
- качество жизни школьников (Голиков Н.А. ред. В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова)
- особенности дистанционноего обучения ( Л.Я. Гозман , Е.Б. Шестопал и др.).
- социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. (Л.И. Акатов и др.).
- вопросы специальной педагогики ( Н.М. Назарова).
- психолого-педагогическая реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и проблемами в обучении (В.Г. Гембаренко).
- формирование общеучебных умений и навыков на уроках математики (П.М. Эрдниев, Р. Г. Хазанкин, Н. И. Зильберберг.).
- совершенствование методики работы учителя математики» (Я. И. Груденев).
- обучение школьников математике (О. Б. Епишева, В. И. Крупич. ).
Логика и выбор методов научно-педагогических исследований в проекте:
- теоретический анализ научной литературы по теме исследования (эмпирическое обобщение, синтез различных идей и знаний о педагогических приёмах обучения детей математике, в т.ч. детей с ограниченными возможностями здоровья);
- моделирование на теоретическом и прикладном уровнях (построение модели учебного процесса при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, формирования их математического мышления);
- диагностический (анкетирование, тестирование, методика выбора заданий и др.);
- обсервационный (наблюдение, фиксирование результатов обучения и развития); формирующий педагогический эксперимент, математические методы обработки результатов исследования.
Достоверность исследований в проекте обеспечивается: методологической обоснованностью и непротиворечивостью теоретических положений исследования, разработкой комплекса диагностических методик, корректной организацией инновационной работы, практическим подтверждением основных положений исследования и научной обработкой полученных в ходе опыта данных.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Количество школьников с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных школах в настоящее время резко увеличивается. Из анализа научной и методологической литературы при разработке предлагаемого проекта мною выделены два взаимосвязанных процесса: тенденция к росту количества детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах и масштабное практическое применение научных достижений в различных областях (медицина, психология, цифровые технологии, коррекционная педагогика и др.) способствующее детям с ограниченными возможностями здоровья достигать эффективного развития.
Одной из ведущих современных тенденций является рост доли детей с тяжелыми комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания, что невозможно не учитывать при обучении детей такой категории в общеобразовательной школе. В разработке системы сопровождения обучения таких детей в школе необходимы варианты, предусматривающие значительно более низкие, в сравнении со здоровыми сверстниками, уровни образования, но в то же время, не ниже уровней ФГОС, т.к. этим детям (если нет медицинских противопоказаний) приходится проходить итоговую аттестацию (в т.ч. в форме ГИА и ЕГЭ). Вместе с тем, наряду с увеличением состава школьников с ограниченными возможностями здоровья обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ограниченными возможностями здоровья достигают близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным.
Существенную роль в данной ситуации играет раннее выявление и ранняя комплексная помощь детям, внедрение в практику научно обоснованных и экспериментально проверенных форм организации совместного обучения здоровых школьников с детьми с ограниченными возможностями здоровья, принципиально новых подходов и технологий их обучения.
В связи с этим школа вынуждена при выполнении традиционных функций:
обучающей, воспитательной и развивающей преобразовываться в полифункциональные образовательные учреждения, брать на себя несвойственные ей ранее функции: здоровьесберегающую, здоровьеформирующую, правозащитную, функцию социальной защиты, культуросозидательную, персонологическую, реабилитационную, комплексного сопровождения, психолого-педагогической поддержки, регуляционную, компенсирующую, адаптационную, интеграционную, оптимизации качества жизни школьника в условиях общеобразовательного учреждения.
Существующая в предыдущие десятилетия система индивидуального обучения больных детей на дому нередко приводила к изоляции ребёнка от детского коллектива, депривации, формированию у ребёнка патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми. В этих условиях администрации школы и педагогам приходилось решать возникающие проблемы индивидуального обучения таких детей и интеграции их в общество, формирования у них коммуникативных навыков, создания для них возможности и условий для овладения учебными программами общеобразовательных учреждений. Перед педагогами встали конкретные задачи:
- Как адаптировать учебную нагрузку к индивидуальным функциональным возможностям больного ребёнка?
- Как обучать детей, имеющих слабое здоровье и подготовить их к усвоению не только ФГОС, но и научить выполнять задания более сложного уровня трудности для больных, но способных учащихся?
- Как обучить больного ребёнка, если по нормам Учебного плана для такой категории детей предусмотрено всего от 8 до 12 часов в неделю?
- Как интегрировать усилия учителей, классного руководителя, специалистов в решении вопросов комплексной реабилитации больного ребёнка?
- Как организовать сам учебный процесс с учащимися данной категории? Каким предметам отдать предпочтение? Как составить расписание уроков «под конкретного ученика»?
- Какие знания, умения и навыки, ключевые понятия взять за основу при изучении отдельного учебного курса?
- Как осуществить промежуточный и итоговый контроль за освоением учащимися учебных программ?
Возникала и масса методических проблем в обеспечении обучения больных детей с различными учебными возможностями учебно-методическими комплексами по учебным предметам.
Из сложившейся практики учитель-предметник фактически в одиночку осуществлял обучение больного ребёнка, редко выстраивая индивидуальную траекторию его развития с привлечением медиков, психологов, других специалистов и педагогов. Учителя, обучающие детей данной категории, сталкивались с проблемами организации и самого учебного процесса.
Проект, предлагаемый мною, предполагает объединить усилия педагогов и специалистов в решении данных проблем, в вопросах инклюзии (включения) в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья их комплексной реабилитации, помочь учителям в составлении тематических планов, поурочных планов, проверочных, контрольных и обучающих работ, моделировании расписания учебных, развивающих и коррекционных занятий, выборе форм и методов интегрирования тем здоровья в программы учебных курсов и др.
Педагоги, используя положения данного проекта, могут вполне составить свою, индивидуальную программу, ориентируемую строго на обучение конкретного ученика, выстраивая её в зависимости от индивидуальных функциональных возможностей ребёнка, диагноза его заболевания, а также запроса родителей и в соответствии с индивидуальной траекторией развития. Предметные подпрограммы, разрабатываемые педагогами, должны составляться на базе основных образовательных программ с учётом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания.
В результате реализации проекта предполагается выстроить следующую систему:
Основные функции построения проекта:
- здоровьесберегающая
- адаптационная
- реабилитационная
- компенсирующая
- коррекционная
- развивающая
- обучающая
- воспитательная
Построение обучающих курсов на основе 3 показателей:
- Состояние здоровья
- Учебные возможности
- познавательные процессы
- общеучебные умения и навыки
- интеллектуальные способности
- умственная работоспособность
- учебная мотивация
- Социально-психическая адаптация
Система реализации проекта:
- Индивидуализация и вариативность обучения в зависимости от типа учащегося (по технологии, разработанной экспериментальной группой педагогов МБОУ СОШ №2 под руководством к.п.н., научного руководителя школьных инновационных проектов Голиковым Н.А.);
- Определение индивидуальной дозированной учебной нагрузки по результатам медико-психолого педагогического консилиума;
- Проведение своевременной психолого-педагогической коррекции на основании результатов обследования ребёнка;
- Создание валеологически целесообразной среды обитания в школе (при инклюзивном обучении) и дома (при надомном или дистанционном обучении);
- Адаптация ребёнка и педагогов к особенностям индивидуального обучения;
- Обеспечение корректного патронажа развития личности учащегося.
Виды постоянного сопровождения учащихся:
- Диагностика и консультирование. Экспертная оценка состояния развития . Рекомендации специалистов;
- Определение формы обучения больных детей. Формирование учебных групп, переход на индивидуальное, надомное, дистанционное обучение;
- Организация успеха ребёнка в усвоении учебных программ;
- Адаптация среды обучения к особенностям ребёнка. Установка режима обучения;
- Индивидуальная работа по преодолению недостатков развития интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер;
- Коррекция нарушений в развитии ребёнка;
- Создание системы контроля за освоением учеником учебной программы, его развитием, состоянием здоровья;
- Создание системы мероприятий по формированию здорового образа жизни, интеграция тем здоровья в программы учебного курса;
Виды итогового сопровождения учащихся:
- Определение наиболее приемлемых форм промежуточной и итоговой аттестации учащихся. Установка на щадящий режим аттестации;
- Ориентация на разработку индивидуальных критериев оценивания знаний ученика;
- Подготовка учащихся к выбору образовательного учреждения для получения будущей профессии;
- Подготовка документации для дальнейшего сопровождения учащихся после окончания образовательного учреждения.
Принципы функционирования проекта:
- Принцип индивидуально-личностного гуманистического подхода;
- Принцип природосообразности;
- Принцип разносторонности реабилитационных мероприятий;
- Принцип единства биологических, психо-социальных и педагогических методов;
- Принцип ступенчатости и целесообразности в обучении.
Характеристика временных ресурсов:
I.Учебный план:
Образовательные области |
1 кл |
2 кл |
3 кл |
4 кл |
5 кл |
6 кл |
7 кл |
8 кл |
9 кл |
10 кл |
11 кл |
Базовый уровень |
|||||||||||
Филология |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
3,5 |
4 |
4 |
3 |
3 |
4 |
4 |
4 |
Математика Информатика |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 0,5 |
2,5 0,5 |
2,5 0,5 |
2,5 0,5 |
2,5 0,5 |
2,5 0,5 |
2,5 0,5 |
Обществознание |
|
|
|
|
1 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
Естествознание |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
2,5 |
2,5 |
Искусство |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Технология. |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
ВСЕГО: |
8 |
8 |
8 |
8 |
10 |
10 |
10 |
10 |
11 |
12 |
12 |
Школьный компонент |
|||||||||||
Занятия по выбору и по медицинским показа-телям, в т.ч. в гпд |
2 |
2 |
2 |
2 |
5 |
5 |
5 |
5 |
6 |
6 |
6 |
ИТОГО: |
10 |
10 |
10 |
12 |
15 |
15 |
15 |
15 |
17 |
18 |
18 |
Учебная нагрузка на 1 ученика не должна превышать норм, установленных Федеральным базисным учебным планом:
1-4 классы: до 8 часов в неделю;
5-8 классы: до 10 часов в неделю;
9 классы: до 11 часов в неделю;
10-11 классы: до 12 часов в неделю.
Предельно допустимая учебная нагрузка на 1 ученика не должна превышать:
1-3 классы: до 10 часов в неделю;
4 классы: до 12 часов в неделю:
5-8 классы: до 15 часов в неделю;
9 классы: до 17 часов в неделю;
10-11 классы: до 18 часов в неделю.
Необходимо предусмотреть часы школьного компонента на занятия по выбору, в т.ч. в гпд и по медицинским показателям ( при наличии дополнительного финансирования учреждения).
II. Примерный учебный план ОУ
для индивидуального и надомного обучения:
Образовательные области |
1 кл |
2 кл |
3 кл |
4 кл |
5 кл |
6 кл |
7 кл |
8 кл |
9 кл |
10 кл |
11 кл |
БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ: |
|||||||||||
Филология: Русский язык, Литература Инностранный язык |
1,5 1,5 |
1,5 2 |
1,5 2 |
1,5 2 |
2 1 1 |
2 1 1 |
1,5 0,5 1 |
1,5 0,5 1 |
1,5 1 1,5 |
1 1,5 1,5 |
1 1,5 1,5 |
Математика: Математика Алгебра Геометрия Информатика |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
2,5 0,5 |
2,5 0,5 |
2 0,5 0,5 |
2 0,5 0,5 |
2 0,5 0,5 |
2 0,5 0,5 |
2 0,5 0,5 |
Обществознание: История Обществознание География |
|
|
|
|
1 |
1 0,5 |
1 1 |
0,5 0,5 0,5 |
0,5 0,5 0,5 |
0,5 0,5 0,5 |
1 0,5 |
Естествознание: Окружающий мир Биология Физика Химия |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0,5 |
0,5 0,5 |
0,5 0,5 0,5 |
0,5 0,5 0,5 |
0,5 1 1 |
1 1 0,5 |
Искусство: ИЗО/Музыка/МХК |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
|
|
|
Технология: Трудовое обучение. ОБЖ Основы профессии |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
ВСЕГО: |
8 |
8 |
8 |
8 |
10 |
10 |
10 |
10 |
11 |
12 |
12 |
ШКОЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ: |
|||||||||||
Занятия по выбору |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
3 |
Индивидуальные, коррекционные и развивающие занятия |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Физическая культура, ЛФК (по медицинским показателям) |
|
|
|
|
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
ИТОГО: |
10 |
10 |
10 |
12 |
15 |
15 |
15 |
15 |
17 |
18 |
18 |
III. Продолжительность занятий. режим:
- Учебное занятие длится не более 40 минут
с 10-15 минутным перерывом (меньшая нагрузка по медицинским показателям):
20 мин – 1 часть занятия,
10 мин – физпаузы, коррекционно-развивающие минуты,
20 мин – 2 часть занятия
- Оптимальные дни для учебных занятий:
понедельник, вторник, среда, пятница.
Четверг – наблюдение у специалистов.
Суббота – дополнительное образование и досуговая деятельность
- Режим занятий:
1 вариант:
с 9-00 час до 12-00 час – учебные занятия,
с 12-00 час до 13-30 час – прогулки, ЛФК, игры,
с 13-30 час до 14-00 час – обед,
с 14-00 час до 15-00 час – свободное время
с 15-00 час до 17-00 час – ГПД, ИЗ, КРЗ.
2 вариант:
с 9-00 час до 11-30час – ГПД, КРЗ,
с 11-30 час до 12-30 час – прогулки, ЛФК, игры,
с 12-30 час до 13-00час – обед,
с 13-00 час до 14- 00 час – свободное время
с 14-00 час до 17-00 час – учебные занятия.
IV. Расписание занятий: (на примере 5 класса)
|
|
пнд |
втр |
срд |
чтв |
птн |
сбт |
1 урок |
9:00-9:50 9:20-9:30 9:30-9:50 |
Русский ФП Русский |
Матем ОМ Матем |
История ФП История |
НС |
Русский РЗ Русский |
ЛФК/ Физ-ра |
2 урок |
10:00-10:50 10:20-10:30 10:30-10:50 |
Матем РЗ Матем |
Литерат ФП Литерат |
Естеств РЗ Матем |
|
Ин.яз ОМ Ин.яз |
КЧ |
3 урок |
11:00-11:25 11:40-12:00 |
ИЗО/ музыка Информ |
ЗП РЗ ЗП |
Труд/ Обж Обж/ Труд |
|
ЗП ФП ЗП |
КД |
ГПД Самоподготовка, или дистант, или занятия с родителями |
15:00-17-00 |
КРЗ |
ИЗ |
КРЗ |
ИЗ |
_ |
_ |
Обозначения:
КРЗ – Коррекционно-развивающие занятия НС – Наблюдения у мед.специалистов
ЗП – Занятия по выбору ОМ – Оздоровительные минутки
ИЗ – Индивидуальные занятия КД – Кружковая деятельность, доп.образование
РЗ – Развивающие занятия ФП – Физпаузы КЧ – Кл. час, работа с кл.руководителем
V. Продолжительность обучения:
- Продолжительность учебного года - 30 учебных недель;
- Начало и окончание учебного года: 1 сентября и 25 мая
(или по рекомендуемым срокам, индивидуально);
- Каникулы: 6 недель + 4 дня здоровья ежемесячно:
с 1ноября по 10 ноября
с 25 декабря по 10 января
с 25 марта по 4 апреля;
Дополнительные каникулы: 1 неделя (по медицинским показателям).
VI. Промежуточная и итоговая аттестация:
- Предметная – 1 раз в месяц ( по совместному предметному графику)
- Четвертная – 2 раза в год ( 2 по основным предметам или 1+1 по выбору)
- Годовая – с 20 по 25 мая ( 2 по основным предметам или 1+1 по выбору)
- Итоговая – с 1 по 13 июня (по индивидуальным срокам или освобождение по медицинским показателям)
9 кл – только 2 обязательных предмета (или щадящий режим, или освобождение по медицинским показателям).
11 кл – 3 предмета (2 обязательных и 1 по выбору или щадящий режим, или освобождение по медицинским показателям)
VII. Основания для индивидуального обучения:
- Медицинское заключение установленного образца;
- Рекомендации медико-психолого-педагогического консилиума;
- Решение педсовета образовательного учреждения;
- Договор с родителями;
- Положения и локальные акты образовательного учреждения по организации индивидуального, надомного и дистанционного обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Цели обучения учащихся математике определяются её ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного ученика. В предложенном мной проекте речь идёт об обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в виду отклонений в их физическом, психическом развитии или другими заболеваниями. Таким учащимся, как правило, прописывается щадящий, индивидуальный режим обучения с меньшим количеством часов, отведённых для изучения школьного курса математики, не позволяющий в полном объёме овладеть всеми математическими знаниями, умениями и навыками. Для детей с более развитыми интеллектуальными способностями, но по состоянию здоровья вынужденных заниматься индивидуально, рамки следует расширить, подходя в любом случае к обучению каждого ребёнка с позиции принципа природосообразности и личностно-ориентированного подхода.
В проекте учитывается две стороны назначения математики: практическая, необходимая как инструментарий в продуктивной деятельности человека и духовная, связанная с мышлением человека, с овладением методами познания и преобразования мира посредством математики. Учитывая, что за меньшее количество часов, что отводится для индивидуального или надомного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, следует не нарушить целостность изучения математики, надо научить ребёнка обучаться в собственной деятельности, привить навыки самообразования, сформировать потребность в приобретении новых знаний, научить эффективно применять современные информационные источники, в т.ч. через дистанционное обучение, которое позволяет в индивидуальном режиме, независимо от места и времени, получить образование по индивидуальной траектории в соответствии с принципами открытого образования. Для этих целей в проекте предусматривается регулярное проведение уроков дистанционного обучения математике «Я+Ты», развивающих занятий «Учись учиться математике» и «Дидактические игры по математике», тематика которых определяется данным проектом (см. Приложения). При составлении тематического планирования курса «Математика», представленного в проекте, в темы курса интегрированы темы здоровья. Это позволит более глубокому формированию у учащихся основ культуры здоровья, одной из главных задач модернизации системы школьного образования в целом и комплексной реабилитации учащихся в частности.
Проектом предусматривается решение задач математического образования детей с ограниченными возможностями здоровья в обеспечении целостного процесса обучения математике больного ребёнка, нуждающегося в комплексной реабилитации и находящегося на индивидуальном или надомном обучении:
- Адаптировать учебные программы по математике к индивидуальным функциональным возможностям детей, нуждающихся в комплексной реабилитации и находящихся на индивидуальном или надомном обучении
- Обеспечить овладение учащимися конкретными математическими знаниями курса «Математика», достаточными для применения в практической деятельности, для изучения других дисциплин, для продолжения образования, в соответствии с запросами родителей и учебными возможностями ребёнка, обучающегося индивидуально;
- Формирование основ культуры здоровья посредством интегрирования тем здоровья в изучение курса математики.
Обобщённая характеристика изменений в учебной программе
по математике (на примере 5-6 кл):
Программа, разработанная мной в рамках подготовки к реализации предлагаемого проекта, представляет собой вариант Программы «Математика в образовательных учреждениях, 5-6 кл» (составитель Кузнецова Г.М, Программно-методические материалы., Дрофа), адаптированная для обучения математике учащихся 5-6 классов, в пределах учебных часов, отведённых учебным планом на изучение математики для учащихся, находящихся на индивидуальном обучении (от 2 до 3 часов в неделю).
Содержание Программы представлено в виде блоков, объединяющих логически связанные между собой темы (блоки). Перечень этих блоков вместе с распределением учебного времени в % отношении формируется следующим образом:
1. |
Числа и вычисления |
40% |
2. |
Уравнения и неравенства |
20% |
3. |
Геометрические фигуры |
30% |
4. |
Развивающие занятия |
10% |
Программа строится на индуктивной основе с элементами дедуктивных рассуждений. Математические законы и методы формулируются в виде правил.
Целями и задачами данного курса математики 5-6 классов являются:
- Систематическое развитие понятия числа;
- Выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами;
- Выработка умений переводить практические задачи на язык математики;
- Подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Обобщённая характеристика умений учащихся:
В рамках данной Программы, после изучения курса «Математика, 5-6 кл», учащиеся должны уметь:
- Выполнять вычисления с натуральными числами;
- Выполнять действия с обыкновенными и десятичными дробями;
- Производить действия с положительными и отрицательными числами;
- Использовать буквы для записи выражений и свойств арифметических действий, в составлении уравнений;
- Строить геометрические фигуры и измерять геометрические величины.
Программа рассчитана на 2,5 академических часа в неделю (+1час по выбору учащегося) до 40 минут индивидуального обучения. Дополнительные часы могут быть выделены за счёт школьного компонента Учебного плана образовательного учреждения из часов, предусмотренных в Базисном Учебном плане для общеобразовательных школ РФ на индивидуальные и групповые занятия или за счёт часов для самоподготовки учащихся в ГПД, а также дистанционной формы обучения, организуемые в учреждении специально для детей данной категории.
Каждый час разбивается на 3 части: 20 мин первая часть учебного занятия, 10 мин коррекционно-развивающие упражнения, физпаузы или оздоровительные минутки, 20 минут вторая часть учебного занятия.
Для приготовления домашних заданий, коррекционно-развивающих занятий отводятся дополнительные часы за счёт организации дистанционного обучения или групп продлённого дня для детей, находящихся на индивидуальном обучении.
Предельно-допустимая нагрузка на ученика определяется на основе медицинских показателей для каждого ребёнка индивидуально.
Учебно-методический комплекс для реализации программы:
- УЧЕБНИКИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ (основные):
- Э.П. Нурк, А.Э.Тельгман «Математика,5», «Математика,6»;
- Н.Я Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков «Математика, 5 », «Математика, 6 »;
- С.М. Никольский «Арифметика, 5», «Арифметика, 6»;
- ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (основные):
- А.С. Чесноков, К.И. Нешков «Дидактические материалы по математике, 5 кл», «Дидактические материалы по математике, 6 кл»;
- Э.П. Нурк Рабочая тетрадь «Математика, 5», «Математика, 6»;
- В. Жохов «Примерное планирование учебного материала и контрольные работы по математике 5-6 класс»;
- ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ И ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- И.Н.Зубарева, А.Г.Мордкович «Математика,5», «Математика, 6 »;
- Л.Н Шеврин, А.Г. Гейн, И.О. Коряков, М.В. Волков «Математика, 5 », «Математика, 6 »;
- О.И. Перькова, Л.И. Сазанова «Задачи по математике для 5-6 классов»;
- «Упражнения для учащихся 5-6 классов», ж.«Математика в школе» № 1-96;
- П.И. Алтынов «Контрольные и проверочные работы по математике, 5-6 классы»;
- Н.Б. Мельникова «Дифференцированные задания, Математика 5-6 класс»,
М., Образование для всех;
- ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
- Программно-методические материалы «Математика 5-11 классы», сборник нормативных документов;
- Программно-методические материалы «Примерные программы основного общего образования»;
- «Методические рекомендации по организации уровневой дифференцированной работы с учащимися», сост. Л.В. Кузнецова;
- Методические рекомендации «Уровневая дифференциация обучения, Математика 5-9 класс», М., Образование для всех; сост Н.Б. Мельникова;
- Учебно-методическая газета «Математика», № 25,26,27 2002 г;
- «Математика в школе», журнал, №1, 1993 г; №4,1999г; №7,9, 2001 г.
- Касаткин В.Н Программа «Здоровье» для средних общеобразовательных школ., «Вестник образования» №112, 2001 г;
- «Валеология», учебное пособие под редакцией В.П. Соломина; С-Петерберг., 1995 г.
- «Здоровье школьника», сборник нормативных и методических документов; Псков., 1999-2007г.
- МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ( материалы автора проекта):
- Методический сборник Зуйковой Г.И. «Учить учиться математике»;
- Зуйкова Г.И. Методические рекомендации «Организация методического сопровождения образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе»;
- Из опыта работы Зуйковой Г.И. «Формирование общеучебных умений и навыков учащихся на уроках математики как условие развития личности и её социальной адаптации»;
- Из опыта работы Зуйковой Г.И. «Использование электронных образовательных ресурсов при обучении математике детей с ограниченными возможностями здоровья»;
- Зуйкова Г.И. «Модель оформления сценария дистанционного урока математики»;
- Разноуровневые проверочные работы для индивидуального обучения школьников математике;
- Дидактические игры для развивающих занятий на уроках математики;
- Комплекс занятий «Учись учиться математике»;
- Комплекс оздоровительных и специальных упражнений на уроках математики для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учитывая, что количество часов, отведённых учебным планом на освоение курса математики для детей с ограниченными возможностями здоровья всего от 2,5 часа в неделю, в рамках данного проекта автором разработано тематическое и поурочное планирование, интегрирование тем здоровья и развития, разноуровневые проверочные и контрольные работы, другие дидактические материалы по курсу математики для детей с ограниченными возможностями здоровья (см. Приложение 3)
Содержание представленного проекта определяется Образовательной программой МБОУ СОШ №2 в соответствии со школьными Программой развития и Программой «Здоровье». Данный проект рассматривается как приложение к «Программе сопровождения индивидуального обучения детей, нуждающихся в комплексной реабилитации в МБОУ СОШ №2 г. Ханты-Мансийска».
Педагогический опыт по итогам реализации проекта представлен мною в форме Программы, имеющей актуальное обоснование, цели и задачи, основные направления реализации, методологические рекомендации, практические выводы, анализ результативности инновационной деятельности, а также собственные методические разработки занятий, дидактических материалов и методических пособий для педагогов, что не противоречит общепедагогическим требованиям к формам предоставления инновационного педагогического опыта.
5.Ресурсы.
I. Наличные ресурсы:
- 1. Кадровые ресурсы - творческий, дееспособный, управляемый пед.коллектив МБОУ СОШ №2, имеющий опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
- 2. Опыт успешной реализация предыдущих проектов
- 3. Опыт научно-методического сопровождения ТюмГУ
- 4. Ресурсная база школьного Центра здоровья и развития
- 5. Идёт согласование о строительстве доп. школьных площадей
- 6. Проект «ИКТ» уже начал осуществляться в 2010г
- 7. Опыт привлечения дополнительного финансирования:
- школа стала бюджетным и самостоятельным (Закон РФ №83, №94) ОУ – возможность самостоятельного распределения бюджетных средств + доп.финансирование ПР учредителем
- дееспособный школьный Попечительский совет
- разработан Бизнес-проект «Платные образовательные услуги»
- практика участия школы и педагогов в конкурсах и получение Грантов
- привлечение внебюджетных средств от спонсоров
- возрождается практика шефства предприятия над школой
- новая система оплаты труда в школе работает
- штатное расписание оптимизировано
- и др.
II. Необходимые ресурсы:
1. Предметно-образовательные ресурсы
Электронная библиотека, электронные учебники, дидактические материалы, новые демонстрационные предметно-тематические презентации, УМК для педагогов, специалистов и учащихся, вовлечение учащихся в создание электронно-образовательных ресурсов и т.д.
2. Материально-технические
Дополнительные учебные площади, компьютеризация учебных кабинетов, создание специальных классов дистанционного обучения, полная укомплектованность их современной мебелью, мастерские и спортивные сооружения и т.д.
3. Научно-методические
Условия непрерывного, в т.ч. дистанционного обучения и повышения квалификации, введение в штаты методистов, научных руководителей проектов и др.
4. Кадровые ресурсы
Привлечение новых высококвалифицированные кадров, в т.ч. гибкой системой оплаты труда, создание собственных образовательных ресурсов педагогов и специалистов, создание системы повышения профмастерства на рабочем месте, при прохождении аттестации, при введении нового и т.д.
5. Информационно-образовательные ресурсы
Информационно-ресурсное обеспечение образовательных систем, информационно-издательский центр, собственный сайт школы и локальная сеть, образовательные интернет-ресурсы, электронная система управления школой, собственный сайты педагогов или страницы педагога на школьном сайте, социальные серверы, используемые в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (см.ниже) и др.
Социальные серверы для использования в работе при реализации проекта
Социальные сервисы |
Цели использования |
Электронные таблицы в Google www.gmail.com |
Создание базы данных для педагогов, специалистов, оказывающих помощь детям с ОВЗ |
Анкеты в Google www.gmail.com |
Изучение отношения родителей, педагогов, детей к вопросам интегрированного обучения, субъективной результативности интеграции |
Форум для родителей и педагогов http://edu.of.ru/opmpkAO |
Оказание консультативной помощи в решении возникающих проблем |
Совместная работа с документами в Google |
Презентации мероприятий, разработка методических рекомендаций и др. |
Блоги |
Обсуждение возникающих проблем всеми участниками сопровождения |
Закладки в БобрДобр http://www.bobrdobr.ru, в Блокноте Google www.gmail.com |
Полезные ссылки, координация сетевого взаимодействия и т.д. |
Взаимодействие учителей математики по обучению детей с ОВЗ |
|
Методические рекомендации по обучению математике детей с ОВЗ |
|
Сопровождение дистанционного обучения детей с ОВЗ |
|
Плагин IDroo для Skype на сайте http://www.idroo.com/ |
Сопровождение дистанционного обучения детей с ОВЗ |
6. Партнёры
- Тюменский государственный университет (специалисты кафедры психолого-педагогического факультета)
- Тюменский нефте-газовый университет (специалисты кафедры социальных технологий)
- Научный руководитель проекта к.п.н., доцент кафедры социальных технологий ТюмНГУ Голиков Н.А.
- Творческая группа педагогов, реализующая инновационные проекты в рамках школьной программы развития «Оптимизация качества жизни школьника в условиях общеобразовательной школы»
- Проблемная группа педагогов, специалистов, реализующих школьный проект «Комплексная реабилитация школьников в МБОУ СОШ №2»
- Методическое объединение учителей математики, информатики МБОУ СОШ №2
- Специалисты городской и школьной МППК
- Городской Центр диагностики и консультирования
- Реабилитационный центр для детей и инвалидов «Лучик», г. Ханты-Мансийск
- Специалисты гуманитарного факультета Югорского государственного университета
- Педагоги ДОУ «Центр развития ребёнка «Ёлочка» г. Ханты-Мансийска
- Департамент образования города Ханты-Мансийска.
- Родительская общественность.
7. Целевая аудитория.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья 5-11 классов МБОУ СОШ №2, школьники, нуждающиеся в комплексной реабилитации после длительной болезни или попавшие в социально-опасное положение или испытывающие временные жизненные трудности.
8. Механизм реализации проекта:
№ |
Название |
Сроки |
Содержание деятельности |
1. |
Организационно-подготовительный этап |
сентябрь 2007г – апрель 2008г |
Стадия проектирования: Актуализация темы проекта; Анализ возможностей реализации направлений проекта в МБОУ СОШ №2, Изучение опыта, научно-методической литературы, нормативных документов; Проведение предварительной диагностики и условий для реализации проекта; Определение участников, партнёров реализации проекта; Анализ ситуации, ресурсов, рисков. Постановка проблемы, определение целей, задач проекта, определение поэтапной модели и плана действий над проектом, выбор критериев успешности проекта; Проведение сравнительного анализа систем обучения детей с ОВЗ и их влияния на состояние здоровья школьников; Соотнесение проекта с общешкольными программами: Программой развития, Программой «Здоровье», Программой сопровождения индивидуального обучения детей, нуждающихся в комплексной реабилитации в МБОУ СОШ №2. |
2. |
Постановочный этап (проектировочный) |
май 2008г – ноябрь 2008г |
Определение основных направлений деятельности:
Разработка модели сопровождения, структуры будущей системы, плана действий, программы действий; Разработка и внедрение способов реализации вариативности, индивидуализации обучения ( в т.ч. математике) детей с ОВЗ в МБОУ СОШ №2, с учетом состояния здоровья, уровня развития познавательных процессов и интеллектуальных способностей, социально-психологической адаптации; Составление инновационных карт, программ действия по реализации проекта; Разработка маршрутных листов, режима работы с детьми с ОВЗ; Подбор и адаптация дидактического материала, методических разработок; Разработка системы сопровождения обучения школьников с ОВЗ в общеобразовательной школе; Выделение системы обеспечения обучения математике детей с ОВЗ. Систематизация и обработка изученного, подготовленного материала, понимание и предварительное обобщение опыта работы по направлениям проекта, выработка общих подходов, методических рекомендаций по организации и развитию деятельности педагогов, участников проекта |
3. |
Преобразующий этап (реализационный) |
декабрь 2008г – январь 2013г |
Реализация целей и задач проекта: Определение конкретных способов и средств реализации выбранной модели в рамках имеющихся условий; Разработка блоков образовательных программ для задач разноуровневого обучения детей с ОВЗ в соответствии с их возможностями. Отработка навыков педагогов, участников проекта в построении индивидуального маршрута обучения и развития школьника на основании его типологии с учётом показателей: -состояния здоровья; -учебных возможностей; -уровня развития социального интеллекта; Выстраивание системы взаимодействия по осуществлению психолого-педагогического сопровождения интегрированного обучения ребёнка с ОВЗ; Осуществление постоянного промежуточного мониторинга и корректировка диагностического материала и деятельности по реализации проекта - в случае необходимости - внесение корректив в замысел данного проекта. |
4. |
Итоговый этап (рефлексивный) |
январь 2013г – декабрь 2013г |
Оценка и самооценка успешности реализации проекта: Анализ выполнения целей и задач проекта; Выявление «плюсов» и «минусов» реализации проекта; Итоговая диагностика результативности; Программирование дальнейшей деятельности; Оформление опыта реализации проекта. |
9. Критерии успешности проекта. Ожидаемые результаты .
Представленный мною инновационный педагогический проект направлен на улучшение существующей образовательной ситуации в отношении создания системы обучения и педагогического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, одной из актуальных проблем современного образования. Критерии успешности в отношении детей данной категории мало разработаны в современной педагогической науке. Сложно оценить в количественных показателях итоги этой порой ювелирной педагогической деятельности. Даже незначительные успехи таких детей воспринимаются педагогами, родителями, педагогическими сообществами с большим удовлетворением. В проекте сделана попытка разработки специальных критериев, которые не включают специфических оценок в развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по психолого-методическим показателям, и которые вполне смогли бы характеризовать успешность создания системы обучения таких детей в общеобразовательной школе. Критерии успешности в проекте рассматриваются как для учреждения в целом, так и с учётом предметной направленности проекта (обучение математике), т.к. они взаимосвязаны и взаимозависимы.
Критерии успешности реализации проекта:
Критерии и показатели реализации цели и задач проекта |
1. Критерии эффективности реализации проекта: v Устойчивость условий комфортности участников образовательного процесса (положительные результаты сравнительного анализа) v Рост личностных достижений субъектов образовательного процесса (результаты психолого-педагогических мониторингов) v Рост материально-технического и ресурсного обеспечения образовательной системы (%) v Влияние образовательной системы школы (педагога) на развитие образовательного пространства города, региона (повышение рейтинга школы(педагога) в развитии данного направлениия в городе, регионе) v Удовлетворенность всех участников образовательного процесса уровнем и качеством образовательных услуг (повышение востребованности данной услуги, итоги анкетирования, изучения запросов потребителей данной услуги, рост количества обучающихся с ОВЗ, успешно освоивших содержание образования) v Позитивное отношение родителей, выпускников и местного сообщества к школе (результаты анкетирования, рост конкурентноспособных преимуществ школы) 2. Критерии качества жизни школьника и успешности образовательного процесса * Уровень обученности школьников (увеличение в % общей и качественной успеваемости, рост СОУ (степени обученности учащегося) по методике Симонова, успешность выпускников, освоение ФГОС) * Уровень познавательной активности школьников (положительная динамика результатов) * Самоотношение школьников (+ результаты анкетирования) * Отношение к школе (педагогу) (+ результаты анкетирования) * Наличие учебной мотивации (психологический мониторинг) * Оценка психологической безопасности в образовательной среде, состояния здоровья и уровней культуры здоровья (мониторинг безопасности среды, индекс здоровья, к- заболеваемости и др.) |
В результате внедрения проекта предполагается:
Раскрыть и развить индивидуальные способности уровни познавательной активности, учебную мотивацию учащихся с ограниченными возможностями здоровья, развить основные предметные компетенции обучающихся;
Выполнить при обучении детей данной категории требования ФГОС общего образования и при сохранённом интеллекте детей добиться максимально доступных результатов обученности;
Повысить заинтересованность родителей в инклюзивном обучении детей данной категории в образовательном пространстве школы и увлеченность учащихся учением (в частности предметом «математика»);
Научить учащихся данной категории быть более уверенными в себе, добывать знания самостоятельно, используя личностно-ориентированные, индивидуальные, дистанционные технологии, развивать критическое мышление;
Научить учащихся использовать полученные знания на метапредметном уровне и в различных ситуациях, реализуя деятельностный подход к обучению;
Повысить качество знаний учащихся в частности по математике и качество обученности школьников в целом по школе.
Для достижения положительных результатов была разработана система реализации задач, направленных на:
- Выявление и использование внутренних и внешних ресурсов по проблемным направлениям в работе школы в целом и педагога в частности;
- Развитие МБОУ СОШ №2 и педагогов с учётом накопленного опыта и результатов предыдущей инновационной деятельности;
- Создание единой системы управления качеством образования в МБОУ СОШ № 2, активное участие педагогов в мониторинге качества образования;
- Расширение системы дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч., развивающих курсов по выбору учащихся, кружков, факультативов, спортивных и оздоровительных секций (по показаниям), развитие и совершенствование предпрофильной подготовки профильного обучения школьников с ограниченными возможностями здоровья;
- Стимулирование работы учителей и МО на внедрение передовых педагогических технологий, в т.ч. информационных, индивидуальных, дистанционных;
- Включение в реализацию школьной комплексно-целевой программы «Развитие учащихся на основе формирования у них предметных и общеучебных умений и навыков» детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Создание положительного эмоционального поля взаимоотношений "учитель – ученик", "ученик – ученик", "учитель – учитель", "учитель-родитель", «ученик-родитель», «учитель-учитель», в т.ч. на развитие личностного потенциала ребенка в условиях взаимодействия школы, семьи и социума;
- Улучшение ресурсной базы МБОУ СОШ №2 для создания комфортной образовательной среды обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Максимальное использование потенциальных возможностей педагогов и мотивирование их на повышение уровней профессионализма, привлечения к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья опытных педагогов, в т.ч. через формирование стимулирующего фонда оплаты труда.
- Формирование и развитие информационного пространства и информационных ресурсов, обеспечивающих взаимодействие между детьми с ограниченными возможностями здоровья и участниками образовательного процесса, окружающим обществом;
- Активизацию индивидуальной работы педагогов с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в урочное и внеурочное время путём разработки индивидуальных заданий, дополнительных занятий, овладения методом личностно-ориентированного и дифференцированного обучения.
- Совершенствование мониторинговых исследований познавательных процессов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих резервные учебные возможности;
- Организацию качественной работы школьного научного общества по развитию одарённости детей с ограниченными возможностями здоровья, путём открытия групп одарённости и способностей разной направленности (интеллектуальной, художественной, музыкальной и др.)
14. Индивидуализацию и вариативность обучения (в т.ч. предметного) в зависимости от типа учащегося по методике к.п.н. Голикова Н.А.;
15. Определение индивидуальной дозированной учебной нагрузки детей с ограниченными возможностями здоровья по результатам медико-психологического мониторинга
16. Проведение своевременной психолого-педагогической коррекции на основании комплексного обследования ребенка (логопедическая помощь, развитие предметных и общеучебных умений и навыков и т.д.);
17. Ведомственное взаимодействие в организации единого реабилитационного пространства.
18. Создание валеологически целесообразной среды обучения, в том числе положительного эмоционального фона в школе и в учебных помещениях для детей с ограниченными возможностями здоровья;
19. Согласованные, интегрированные действия субъектов реабилитационного процесса (ученик, родители, педагог, педагог-психолог, педагог-дефектолог, сверстники, социум);
20. Улучшение адаптации педагогов к особенностям обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, достижение ими понимания приоритетности здоровья, овладения и использования психосберегающих и здоровьесберегающих технологий;
21. Личностно-гуманную ориентацию педагогов, обеспечивающую ценностно-смысловое равенство ребенка с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками;
22. Внедрение механизма уравновешивания или сглаживания противоречий между ребенком и социальной средой;
23. Обеспечение корректного патронажа развития личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
10. Предполагаемые риски и их преодоление
Риски:
- Профессиональная неготовность педагогов, школьного сообщества к принятию инклюзивных практик. Отсутствие у педагогов умения отслеживать и формировать психологические механизмы развития личности учащихся, состояния их здоровья, анализировать полученные данные, прогнозировать дальнейшую траекторию индивидуального развития, выявлять факторы риска в процессе образовательной деятельности.
- Отсутствие вариативности образовательных стандартов, препятствующее осуществлению инклюзивного образовательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Несовершенство программно-методического обеспечения осуществления предметного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (в данном случае математике) и психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и отсутствие специальной подготовки у педагогов для работы с детьми данной категории, что является решающими факторами в обеспечении ситуации успеха для ребенка и улучшения качества образовательных услуг.
- Трудности осуществления взаимодействия между всеми участниками инклюзивного образовательного процесса, особенно на начальном этапе реализации нового подхода.
- Формальный характер индивидуальной программы реабилитации и обучения ребенка, направленной на получение полноценного образования.
- Трудности организации субъект-субъектных отношений в детском коллективе, что связано не только с проблемой ребенка, но и с особенностями самой группы. Неудовлетворенность во взаимоотношениях из-за ограниченности социального опыта учащихся с отклонениями в развитии, что делает их малоинтересными.
- Стихийный, неподготовленный характер включения ребенка с ограничением в среду нормально развивающихся сверстников.
Пути преодоления рисков:
1. Разработка школьными специалистами, психологами, педагогами, в т.ч. в рамках МО учителей-предметников при патронаже научного консультанта методических рекомендаций по психолого-педагогической диагностике, отслеживанию и анализу результатов образовательного процесса для педагогов-предметников, программно-методического обеспечения осуществления предметного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, организация и проведение семинаров-практикумов по использованию диагностического комплекса, проектированию индивидуального развития школьников, оптимизации качества их жизни;
- 1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, других субъектов образовательного процесса через индивидуальные консультации, родительский "всеобуч", подготовку информационных бюллетеней и другие формы, направленные на продуктивное взаимодействие и социальное партнёрство с педагогическим коллективом в процессе оптимизации качества жизни обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- 2. Участие в обсуждении проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (в т.ч. через сеть Internet: форумы для родителей и педагогов http://edu.of.ru/opmpkAO, блоги, на которых идёт обсуждение возникающих проблем всеми участниками сопровождения обучения детей данной категории и др.);
- 3. Разработка (в отсутствии ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья) вариативности федеральных образовательных стандартов для осуществления инклюзивного образовательного процесса для детей данной категории и достижения обязательных федеральных образовательных стандартов (и выше) всеми обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
- 4. Привлечение к реализации проекта дополнительных ресурсов и средств через разработку и реализацию школьного «Бизнес-проекта» по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья.
11. Результаты и перспективы дальнейшей реализации проекта.
Перспективы дальнейшей реализации проекта и разработки перспективного развития в данном направлении обусловлены продуктивностью опыта по итогам реализации проекта. Продуктивность опыта по итогам реализации проекта подтверждена положительными результатами внедрения Программы комплексной реабилитации учащихся в условиях общеобразовательной школы в МБОУ СОШ №2. Предлагаемый проект является подпрограммой этой общешкольной программы. Исходя из результатов реализации школьной программы комплексной реабилитации школьников, можно предположить о стабильности педагогической эффективности результатов проекта и констатировать, что этот процесс помогает удовлетворить образовательные потребности и повысить качество оказываемых специальных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья и изменить существующие ранее изолированные и разрозненные формы образования детей данной категории в гибкую и доступную систему, позволяющую осуществлять различные формы получения образования и коррекционных услуг.
Предлагаемый опыт реализации проекта способствует улучшению профессиональной компетенции и мастерства самих педагогов, он помогает привлекать дополнительные ресурсы для решения актуальных воспитательно-образовательных проблем обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основные результаты реализации проекта:
Результатом реализации проекта стали разработанные конкретные педагогические средства и методические приемы, которые могут быть использованы в практике работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе. Опробована система разнообразных методов сопровождения обучения детей математике в процессе комплексной реабилитации школьников с ограниченными возможностями здоровья, реально применимых и не представляющих трудности для педагогов.
Реализация проекта позволила получить достижение качественно нового уровня в развитии учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Основные успехи в направлении достижения нового уровня в развитии учащихся с ограниченными возможностями здоровья характеризуются следующими качественными показателями:
1. Выполнение государственного стандарта по образованию имеет стабильно положительный характер (100%), что свидетельствует об улучшении качественной подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья, повышении их мотивации, уровня ответственности;
2. Улучшение показателей качественной успеваемости детей с ОВЗ за последние годы: 6%; 8%; 8,6% (по математике 8%; 9%; 9,2% );
3.Повышается качество здоровья обучающихся с ОВЗ (динамика основных заболеваний школьников: 32,3%, 30,2%, 30,0%;
4. В МБОУ СОШ №2 на протяжении последних лет стабильно высокий индекс здоровья школьников. Самый высокий среди школ города. (0,81; 0,80; 0,75; 0,78; 0,82);
5. Сокращаются факторы риска, влияющие на состояние здоровья детей, в т.ч. с ОВЗ через создание безопасной образовательной среды в учреждении
6. Повышается уровень социально психологической адаптированности детей от 54% в 2007 году до 81% в 2013 году. В результате проведенной работы с учащимися с ОВЗ по устранению причин дезадаптации, школьной мотивации, тревожности наблюдается положительная динамика, это подтверждается результатами повторного диагностирования. Дезадаптированных учащихся становится меньше в среднем на 8% в год.
7. Немаловажную роль в индивидуальном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья играет улучшение их психо-эмоциональной сферы. Обучаясь ранее на дому, эти дети жили в замкнутом пространстве, не получая должного общения со сверстниками, с окружающей средой. Диагностические исследования, проводимые мною в группе медико-психологической группы специалистов, выявили (по результатам обучения, отзывов родителей, специальных диагностик, разработанных к.п.н. Голиковым Н.А. и др.) значительное улучшение психо-эмоциональной сферы детей данной категории, обучающихся инклюзивно и индивидуально в МБОУ СОШ №2. (Диаграмма 1). Кроме того, все учащиеся данной категории продолжают обучаться в школе или поступили в СУЗы (после окончания основной школы). (Диаграмма 2).
|
Диаграмма 1
|
Диаграмма 2
7. Наблюдается положительная динамика движения по группам здоровья школьников (увеличение детей со II группой и уменьшение с III,IV,V).
8. По результатам анализа обученности школьников ( в т.ч. детей с ОВЗ) в системе ценностей наблюдается приоритет сохранения, накопления знаний, универсальных способов учебной деятельности, что реализуется в деятельности и поведении педагогов, школьников, их родителей (по результатам анкетирования наблюдается устойчивая установка на ценность качественного образования).
9. По данным мониторингов 2007, 2011, 2013 гг наблюдается положительная динамика улучшения творческой атмосферы в методических объединениях учителей-предметников (в т.ч. учителей математики и информатики), удовлетворение результатом совместной работы в классах индивидуального, надомного и дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, совместной деятельности по разработке учебно-методических комплексов, составлению индивидуальных образовательных маршрутов, карт развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
10. Выполнение задач реализации проекта осуществляется в соответствии с программой развития МБОУ СОШ №2 в направлении развития конкурентноспособности учреждения в городе по вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Констатируется повышение интереса социума города к проблемам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, школа получила статус инновационной площадки по реализации проектов комплексной реабилитации школьников, в т.ч. детей с ограниченными возможностями здоровья;
11. Получены положительные предварительные результаты реализации способов оптимизации учебно-воспитательного процесса через дистанционные технологии обучения;
12.Обеспечивается на достаточном уровне профессиональная компетентность педагогов в вопросах обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, специалистов для реализации направлений проекта. На базе опыта МБОУ СОШ №2, её педагогов и конкретно автора проекта проводятся муниципальные и региональные семинары и практикумы для педагогов и специалистов, работающих в данном направлении.
Репрезентативность внедрения педагогического опыта
Достаточная проверка опыта реализации проекта по времени (2007-2013гг), и подтверждение позитивных результатов в деятельности тех педагогов, которые берут этот опыт на вооружение, а также повторение и творческое использование опыта коллегами в городе, регионе, позволяет сделать определённый вывод о наличии репрезентативности и внедрения в практику этого опыта. Постоянно делясь опытом, обновляя его в рамках современных требований я активно участвую в решении проблем совершенствования методической работы с педагогами, руковожу творческой группой педагогов школы, внедряющих инновационные проекты, провожу практические семинары, консультации по методике обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, по внедрению здоровьесберегающих, здоровьеформирующих технологий в учебно-воспитательный процесс, являюсь наставником молодых специалистов, материалы из опыта моей работы используют для работы с обучающимися педагоги нашей школы, а также публикации материалов моего опыта используются на региональном уровне в школах г. Югорска, г.Радужного, г.Когалыма, школ г. Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского района. Материалами моего опыта пользуются преподаватели Тюменского государственного университета при подготовке лекции по психологии и социологии (к.п.н. Голиков Н.А.). Статьи с опытом работы опубликованы в российских, региональных, городских и школьных изданиях. Брошюры и изданные материалы из опыта моей работы ежегодно представляются на городских, региональных, российских методических выставках в рамках педагогических конференций, семинаров.
Опыт работы по сопровождению индивидульного, надомного и инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья самообобщается, распространяется и востребован.
Публикация (основные) педагогического опыта
- Зуйкова Г.И. Материалы Всероссийского форума с международным участием «Образование и здоровое развитие учащихся», ЧастьII/Москва/ИД «Ключ»/2005г/
- Зуйкова Г.И. Система организации индивидуального и надомного обучения школьников /журнал «Завуч», №7, 2005г/
- Зуйкова Г.И. Комплексная реабилитация школьников в условиях общеобразовательного учреждения /Здоровая молодёжь - здоровое общество/ОАО ИИЦ/Ханты-Мансийск/2007г/
- Зуйкова Г.И. Из опыта работы по оптимизации учебно-воспитательного процесса в МБОУ СОШ №2»; №1,2,3,4/Методический сборник/Ханты-Мансийск/ШкИЦ/2005, 2009, 2011, 2013гг/
- Зуйкова Г.И. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства школы как условие оптимизации качества жизни субъектов современного образования» /Научный альманах «Качество жизни субъектов современного образования»/под ред. Н.А. Голикова.-Алматы: Казакуниверситет, 2010г/
- Зуйкова Г.И. Интеграция науки и образования в совершенствовании учебно-воспитательного процесса в школе /Сборник научных трудов и материалов международной научно-практической конференции/ЦНиИС» Вершина познания; под ред. Л.М. Федоряк.-Тюмень:ООО ИПЦ «Экспресс», 2011г/
- Зуйкова Г.И. Учим школьников математике / Методический сборник/ ИИЦ СШ №2/2011г/
- Zujkova G.I. « From innovations to system practice in education»
/Life quality of subject of modern education – 2011: the almanac/under the editorship of N.A/ Golikov. E.G. Mironova. – Almaty, 2011г/
- Зуйкова Г.И. «Сопровождение индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья» /Российский Научно-методический электронный журнал «Концепт», ISSN 2304-120X; сайт www.e-koncept.ru/ 03.06.2013г/
12. Приложения
1.Авторская Программа «Сопровождение индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения»;
2.Программа индивидуального и надомного обучения учащихся математике (подпрограмма программы сопровождения индивидуального обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы»;
3.Тематическое и поурочное планирование уроков математики, интегрирование тем здоровья и развития в программу учебного курса математики, разноуровневые проверочные и контрольные работы по математике для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
4.Тематическое и поурочное планирование уроков математики, интегрирование тем здоровья и развития в программу учебного курса математики, разноуровневые проверочные и контрольные работы по математике для учащихся с ограниченными возможностями здоровья
5.Методический сборник Зуйковой Г.И. «Учить учиться математике»;
6. Зуйкова Г.И. Методические рекомендации «Организация методического сопровождения образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе»;
7.Из опыта работы Зуйковой Г.И. «Формирование общеучебных умений и навыков учащихся на уроках математики как условие развития личности и её социальной адаптации»;
8. Из опыта работы Зуйковой Г.И. «Использование электронных образовательных ресурсов при обучении математике детей с ограниченными возможностями здоровья»;
9. Зуйкова Г.И. «Модель оформления сценария дистанционного урока математики»;
10. Разноуровневые проверочные работы для индивидуального обучения школьников математике;
11. Дидактические игры для развивающих занятий на уроках математики;
12. Комплекс занятий «Учись учиться математике»;
13. Комплекс оздоровительных и специальных упражнений на уроках математики для детей с ограниченными возможностями здоровья.
13. Список литературы:
- Аттестация учителей математики. Методические рекомендации. //М.: «Айрис-Пресс», 2006.
- Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса // М.: «Просвещение», 1982.
- Беркалиева Т. Н., Заир- Бек Е.С., Тряпицына А. П.. Инновации и качество школьного образования //С-Пб.: «Каро», 2007.
- Голиков Н.А. Инклюзивное образование: новые подходы к качеству жизни детей с особыми образовательными нуждами // Н.А. Голиков Сибирский педагогический журнал. - №6. 2009.
- Голиков Н.А. Качество жизни школьников //Педагогический словарь. Под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой.- М: Издательский центр «Академия», 2008.
- Груденов Я. И. Совершенствование методики работы учителя математики // М.: «Просвещение», 1990.
- Дьяченко В. К.. «Сотрудничество в обучении» // М.: «Просвещение», 1991.
- Епишева О. Б., Крупич В. И.. Учить школьников учиться математике //М.: «Просвещение», 1990.
- Зарецкий В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей – десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование. М., 2005.
- Зильберберг Н. И.. Урок математики. Подготовка и проведение \\ М.: «Просвещение», 1996.
- Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011.
Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М., 2009.
- Китаева М. В.. Успешный учитель - успешный ученик . Практическое руководство для педагогов // Ростов на Дону: «Феникс» , 2003.
- Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. уч. пос. для студентов пед. вузов. //М.: Просвещение, 2009.
- Нечаев М. П., Галлеева Н. Л.. Современный кабинет математики // М.,«5 за знания», 2006.
- Паламарчук В. Ф.. Школа учит мыслить // М.: «Просвещение»,1987.
- Погосян Е.Н. Формирование общеучебных умений и навыков на уроках математики // ooun.doc, 2013.
- Поташник М. М., Левит М. Л.. Как подготовить и провести открытый урок. Современная технология. // М.: «Педагогическое общество России», 2007.
- Поташник М. М., Лоренсов А. В., Хомерики О. Т. Управление инновационными процессами в образовании. // М., 2008.
- Ратнер Ф.Л.,.Юсупов А.Ю. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей // М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
- Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике
- Системная диагностика качества общего и среднего образования // С–Пб.: ЛОИРО, 2002.
- Татарченкова С. С.. Урок как педагогический феномен.// С-Пб.: «Каро», 2005.
- Татьянченко, Д.В. Управление качеством образования: вхождение в проблему//. Челябинск: ПО «Книга», 1995.
- Эрдниев П. М., Эрдниев Б. П.. Укрупнение дидиктических единиц в обучении математике // М.: «Просвещение», 1987.
- Яровая Е.А. «Индивидуализация обучения математике учащихся с ограниченными возможностями здоровья» //Новосибирск, 2000.
- Ярская-Смирнова Е.Р., Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования. 2003.
- http://www.un.org/russian/documen/declarat/salamanka.pdf. // Саламанская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество, Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 года.
- Материалы по инклюзивному образованию
http://school.msk.ort.ru/integration/index.php?p=teor_mpio
- Об интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья
- Инклюзивное образование - равные возможности для всех учащихся
- http://nashiosobiedeti.ucoz.ru/news/inkljuzivnoe_obrazovanie_ravnye_vozmozhnosti_dlja_vsekh_uchashhikhsja/2010-09-04-246