«Средняя общеобразовательная школа №2»
План работы
методического объединения
учителей технологии, музыки,
изобразительного искусства
на 2020 – 2021 учебный год
Руководитель МО Ю.В. Яковлева,
учитель технологии и изобразительного искусства
Тема работы методического объединения: "Повышение профессиональной компетентности учителей как условие совершенствования качества современного образования».
Цель деятельности: повышение уровня профессиональной компетентности учителей, научно-методического и теоретического уровня преподавания музыки, изобразительного искусства, технологии; развитие способности педагога к рефлексивной оценке своих достижений; достижение качественного уровня обученности учащихся.
Основные задачи методической работы:
-Использовать в педагогической практике эффективные системы, технологии, формы и средства обучения, в том числе информационно-коммуникативные с целью повышения профессиональной компетентности учителей.
-Создание условий для осуществления проектной и инновационной деятельности учителя и ученика.
-Развитие педагогического потенциала учителя через внедрение и развитие информационных технологий в школе, современных педагогических технологий.
-Активизировать деятельность по вовлечению педагогов в профессиональные конкурсы; учащихся - в творческие конкурсы разного уровня.
-Продолжать работу по выявлению «одарённых» учащихся, способствовать развитию их творческого потенциала.
-Продолжить изучение, обобщение и распространение имеющегося опыта по эффективному использованию передовых педагогических методик.
Ожидаемые результаты работы:
1. Овладение педагогами МО системой преподавания предметов в соответствии с ФГОС ООО;
2. Повышение мотивации к изучению предметов через вовлечение учащихся в различные виды урочной, внеурочной деятельности;
3.Повышение качества знаний учащихся путем применения индивидуального, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов и современных педагогических технологи;
4. Успешное участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах;
5. Усовершенствование и повышение педагогического мастерства учителей за счет повышения квалификации, овладение современных педагогических технологий, изучения новинок методической литературы.
Направления работы МО учителей Технологии, музыки, изобразительного искусства.
Аналитическая деятельность |
Анализ методической деятельности за 2019 – 2020 учебный год и планирование на 2020– 2021 уч.г. Взаимопосещения мероприятий, открытых уроков. Изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования). Анализ работы педагогов с целью оказания помощи. |
Информационная деятельность |
Изучение нормативных документов и новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности. Знакомство с изменениями в ФГОС ООО общего образования. Пополнение тематической папки «Методическое объединение учителей музыки, технологии, изобразительного искусства». |
Организация методической деятельности |
Выявление затруднений, методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогам в процессе учебной деятельности. |
Консультативная деятельность |
- по вопросам разработки рабочих программ, тематического планирования. - с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности. - по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий (УУД) в рамках ФГОС ООО. |
Формы методической работы по повышению профессионального мастерства |
Заседания, круглые столы, индивидуальные консультации, подготовка вопросов в соответствии с планом МО. Выступления учителей на МО, педагогических советах и т.д. Повышение квалификации педагогов. |
Модули методической деятельности |
Изучение нормативных документов. Изучение и ознакомление с новинками методической литературы и научными изданиям. Изучению и распространению передового педагогического опыта. Организация целевых взаимных посещений и открытых уроков. Отчеты учителей по теме самообразования |
План работы
методического объединения учителей технологии, музыки,изобразительного искусства
на 2020 – 2021 учебный год
№п/п |
Мероприятие, тема |
Содержание |
Сроки |
Ответственные |
||
1.
|
Заседание МО № 1 по теме:
"Планирование и организация методической работы учителей музыки, ИЗО, технологии на 2019- 2020 уч.г.".
|
1. Анализ работы за 2019-2020 учебный год. Обсуждение и утверждение плана работы методического объединения на 2020-2021 учебный год. 2.Обсуждение Концепции преподавания «технологии» в образовательных организациях РФ. 3. Согласование и утверждение календарно-тематического планирования РП и АОП. 4.Работа с одаренными детьми, подготовка к олимпиадам. 5.Обсуждение графика входных контрольных испытаний. 6. УМК утвержденный Министерством просвещения РФ на 2020-2021 учебные годы. Особенности ФГОС ООО, проблемы и перспективы. 7. Участие в конкурсах различного уровня. |
август |
Руководитель ШМО: Яковлева Ю.В. Члены ШМО
|
||
|
Межсекционная консультативная деятельность: Формирование банка данных о методической, контрольно-диагностической и информационно-аналитической работе. Выявление слабоуспевающих обучающихся в классах и изучение возможных причин неуспеваемости - сентябрь; дифференцирование домашних задании с учетом возможностей и способностей ребёнка - в течении года; анализ успеваемости и работы со слабоуспевающими учащимися на МО - в течении года. Консультирование педагогов по вопросам корректировки рабочих программ, тематического планирования. Работа с нормативной документацией. Работа с одаренными детьми: подготовка к ВОШ ШЭ, МЭ, к конкурсам, внеклассных мероприятий. |
|||||
2. |
Заседание МО № 2 по теме:
"Причины и факторы, вызывающие затруднения в процессе учебной деятельности" |
1.Анализ успеваемости по предметам за 1 четверть. 2.Выполнение решения предыдущего заседания. 3.Выявление затруднений у низко-мотивированных детей в процессе обучения. 3.Согласование графика открытых уроков и внеклассных мероприятий. 4. Работа с одаренными детьми, подготовка к ШЭ ВОШ. 5. Участие в конкурсах различного уровня. |
ноябрь |
Руководитель ШМО: Яковлева Ю.В. Члены ШМО |
||
|
Межсекционная деятельность: Участие в пополнении материалов школьного сайта с целью |
|||||
3. |
Заседание МО № 3 по теме: «Досуговое времяпровождение- как фактор повышения мотивации к развитию общей культуры личности»
|
1.Анализ успеваемости по предметам за 2 четверть и 1 полугодие. 2. Обсуждение тем для участия обучающихся к проектно-исследовательской деятельности «Молодые исследователи» Подготовки обучающихся к проектно-исследовательской деятельности «Молодые исследователи» 3.Обзор методических новинок по предметам. 4. Участие в конкурсах различного уровня. |
январь |
Руководитель ШМО: Яковлева Ю.В. Члены ШМО |
||
|
Межсекционная деятельность: Индивидуальная работа с низко-мотиварованными обучающимися. Участие в пополнении материалов школьного сайта с целью информационной и методической поддержки педагогов; методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов, внеурочной деятельности. Организация работы с учащимися по привлечению их к научно - исследовательской деятельности «Молодые исследователи» Принятие участия в общешкольных и городских мероприятиях различного уровня; обзор методической литературы, обмен информацией. Подготова выставки к Югорским Росыпям. |
|||||
4. |
Заседание МО № 4 по теме:
«Инновационная деятельность учителя – ресурс развития профессионализма». |
1. Выполнение решений предыдущего заседания. 2.Успех каждого ребенка через выявление и развития способностей и талантов, направленных на самоопределение и профессиональную ориентацию. 3. Согласование графика открытых уроков и внеклассных мероприятий.в рамках подготовки к предметной недели. 4. Методическая подготовка к проведению предметной недели. 5. Участие в конкурсах различного уровня. |
март
|
Руководитель ШМО: Яковлева Ю.В. Члены ШМО |
||
|
Межсекционная деятельность: Индивидуальная работа с низко-мотиварованными обучающимися. Участие в пополнении материалов школьного сайта с целью информационной и методической поддержки педагогов; методическая помощь и индивидуальные консультации по вопросам преподавания предметов, внеурочной деятельности. |
|||||
5. |
Заседание МО № 5 по теме:
«Анализ достигнутых результатов работы МО и определение перспектив дальнейшей работы». |
1. Анализ и итоги работы школьного методического объединения в 2020-2021 учебном году. 2. Мониторинг по предметам за 2020-2021 учебный год, прохождение рограмм. 3. Предварительное планирование работы МО на 2021- 2022 учебный год.. |
май |
Руководитель ШМО: Яковлева Ю.В. Члены ШМО |
||
План работы с одарёнными детьми на 2020-2021 учебный год
Цель: создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного образования и внеурочной деятельности.
Задачи:
1. Использование на уроках ИЗО, технологии, музыки дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
2. Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;
3. Организация разнообразной внеурочной деятельности и консультационных занятий по предмету;
4. Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня проектно - исследовательских навыков; теоретических знаний и практических умений.
№ |
Мероприятия
|
Сроки |
Ответственные |
1. |
Выявление одаренных детей |
сентябрь |
Школьный психолог |
2. |
Организация индивидуальной работы с одаренными детьми. Разработка индивидуальных маршрутов. |
сентябрь |
Учителя- предметники
|
3. |
Школьн Работа с одаренными детьми через участие во ВсерВсероссийской олимпиаде школьников. Техно |
октябрь-ноябрь |
Учителя технологии |
4. |
Участие во всероссийских олимпиадах и конкурсах по предметам |
в течение года |
Учителя МО |
5. |
Подготовка к проектно-исследовательской деятельности «Молодые исследователи» |
декабрь- март |
Рук. МО, учитедя |
6. |
Индивидуальные консультации по вопросам проектно- исследовательской деятельности. |
в течение года |
Учителя МО
|
7. |
Участие в конкурсах, олимпиадах различного уровня. |
в течение года |
Учителя МО |
Примерный план предметной недели
Предметная неделя проводится в соответствии с планом работы школы в марте 2021 учебного года.
Цель проведения: формирования гармоничного мировоззрения учащихся.
Задачи:
- совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение внеклассных мероприятий;
- вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам;
- выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области.
№ |
Мероприятия |
Классы |
Ответственные |
1 |
Линейка: «Открытие предметной декады по ИЗО, музыке и технологии» |
|
|
2 |
Старт конкурса рисунков: «Один в один» |
|
|
3 |
Караоке-клуб: «Пой веселей!» |
|
|
4 |
Старт конкурса эскизов школьной формы |
|
|
5 |
Творческая мастерская: «Сделай сам!» цветы из бумаги в подарок в день встречи пожилого учителя |
|
|
6 |
Конкурс мини-газет (формат А3) с иллюстрациями, рисунками, поговорками, пословицами на тему: «Здравствуй мир!» |
|
|
7 |
Видеофильм: «Знаменитые художники» |
|
|
8 |
Музыкальная игротека: «Праздник школы!» |
|
|
9 |
Мастер-класс: «Мой край родной» |
|
|
10 |
Изготовление простейших моделей (ракет) |
|
|
11 |
Выставка творческих работ учащихся «Мое любимое хобби – семейное хобби!» |
|
|
12 |
Внеклассное мероприятие: «Запуск простейших моделей (ракет)» |
|
|
13 |
Оформление стенда «Эскиз школьной формы» |
|
|
14 |
«Своя игра»5-7 кл |
|
|
15 |
Караоке на перемене: «Веселые нотки» |
|
|
16 |
Видеофильм на тему: «Знаменитые музыкальные исполнители» |
|
|
17 |
Благотворительная ярмарка кулинарных изделий |
|
|
18 |
Презентация на тему: «Моя профессия – мой выбор!» |
|
|
19 |
Закрытие недели. Подведение итогов предметной декады |
|
|
20 |
Сдача анализа предметной декады |
|
|
]]>
Предмет: технология (девочки)
Класс: 6 класс
Тип урока: комбинированный
Тема
|
Натуральные волокна животного происхождения. |
||||
Цель |
Создание условий для ознакомления обучающихся с натуральными волокнами животного происхождения и их свойствами |
||||
Задачи |
Обучающая: - научить различать волокна по своему составу; - научить определять ткани из шерстяных и шелковых волокон; -сформировать представление о видах дефектов тканей и способах определения качества ткани, свойствах тканей; Развивающая: - развивать логическое мышление, пространственное представление, внимательность. Воспитывающая: -воспитывать эстетический вкус, навыки аккуратности. |
||||
УУД |
Познавательные: умение получать новые знания, перерабатывать и применять полученную информацию Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность; прогнозирование результата и усвоение уровня знаний. Личностные: владение основами самоконтроля и самооценки; создание условий для обеспечения успешной деятельности на уроке, эмоционального комфорта. |
||||
Планируемые результаты |
Предметные: Знать: способы получения натуральных волокон животного происхождения их производство; свойства шерсти и шелка; Уметь: различать волокна животного происхождения по составу; сравнивать натуральные волокна шерсти и шёлка, распознавать натуральные ткани животного и растительного происхождения. Личностные: оценивать свою учебную деятельность и деятельность одноклассников; планировать и выполнять поставленные задачи, умение донести свое мнение до других; готовность к сотрудничеству. Метапредметные: определение способов решения учебной и практической задачи; оценивание своей познавательно - трудовой деятельности, соблюдение норм и правил культуры труда, согласование и координация совместной деятельности на уроке.
|
||||
Основные понятия |
руно, шерсть, шелк, прочность, гигроскопичность, сминаемость, теплозащитность, воздухопроницаемость, драпируемость, пылеёмкость, усадка.
|
||||
Межпредметные связи |
История, информатика
|
||||
Ресурсы:
|
Учебник, рабочая тетрадь, проектор, презентация, плакаты, образцы хлопка, льна, шерсти, шелка, коллекции материалов «Шерсть», «Шелк», «Тутовый шелкопряд», тесты.
|
||||
Форма урока |
Ф - фронтальная, И – индивидуальная, Г – групповая
|
||||
Технология |
Личностно - ориентированная, технология сотрудничества, критического мышления, здоровьесберегающая
|
||||
Дидактическая структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Задания для обучающихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты
|
|
предметные |
УУД |
||||
Организационный момент Время: 2 мин
|
Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку. |
Воспринимают на слух, визуально контролирует свою готовность к уроку. |
|
Знать: правила поведения в кабинете "Технология". Уметь: организовать себя к деятельности на уроке
|
Личностные: самоорганизация. Регулятивные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. |
Повторение пройденного материала Время: 10 мин
|
Проводит опрос учеников по теме «Натуральные волокна растительного происхождения» (5 класс) Демонстрирует образцы хлопка и льна. Совместно анализирует рассуждения учеников, подводит обучающихся к необходимости вывода цели занятия.
|
Отвечают на вводные вопросы и формулируют вывод о сырье для производства натуральных волокон растительного происхождения. Рассматривают образцы хлопка и льна, обсуждают их свойства. Формулируют тему урока.
|
Вопросы для повторения: - На какие 2 группы делятся текстильные волокна? - Какие натуральные волокна изучались в 5 классе? - Какого они происхождения? - Какими свойствами обладают лен и хлопок? - А какого еще происхождения бывают волокна, вы мне ответите, отгадав загадку: «По горам, по долам, ходит шуба да кафтан» -Волокно какого происхождения можно получить от овцы? - А теперь можно сформулировать тему нашего урока – натуральные волокна животного происхождения. |
Знать: натуральные волокна растительного происхождения, их свойства, получение хлопчато-бумажной и льняной тканей. Уметь: различать образцы тканей
|
Личностные: возникновение у обучающихся положительной мотивации, осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение формулировать цель деятельности
Познавательные: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание. Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.
|
Изучение нового материала Время: 20 мин
|
Знакомит с историческими сведениями об использовании шерсти людьми, с легендой об аргонавтах, с понятием «золотое руно». Знакомит обучающихся с производством шелковых тканей, их свойствами. Демонстрирует презентацию о натуральных волокнах.
|
Знакомятся с натуральными волокнами животного происхождения, их производством, свойствами. |
Презентация «Натуральные волокна животного происхождения» |
Знать: состав и способы получения шелковых и шерстяных тканей, Уметь: сравнивать волокна животного и растительного происхождения. Уметь распознать натуральные ткани растительного и животного происхождения
|
Личностные: проявление интереса и активности в выборе решения; Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату. Познавательные: максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий при решении проблем. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы |
Закрепление нового материала Время: 45 мин
|
Организует работу групп, следит за правильным выполнением операций, контролирует и корректирует действия обучающихся.
|
Рассматривают образцы шерсти и шелка. Выполняют практические работы, осуществляют самоконтроль выполнения операции. |
Практическая работа № 1 «Сравнение волокон шерсти и натурального шелка». Практическая работа № 2 «Изучение свойств натуральных шерстяных и шелковых тканей» |
Знать: свойства х/б и льняных тканей, способы получение хлопчато-бумажной и льняной тканей. Уметь: различать образцы тканей, определять их свойства |
Личностные: развитие трудолюбия и ответственности за качество своей и коллективной деятельности. Регулятивные: умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату. Познавательные: умение выделять необходимую информацию; умение ориентироваться в свойствах материалов; умение планировать свою деятельность; умение обосновывать результаты своей работы. Коммуникативные: Планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками, определение целей, способов взаимодействия |
Контроль Время:8 мин
|
Проверяет и корректирует знания обучающихся. Дает объективную оценку результатов труда обучающихся на занятии, выставляет и анализирует оценки. |
Сравнивают работы, оценивают свою работу и работу членов группы, отвечают на вопросы учителя. Делают вывод о свойствах волокон животного происхождения. |
|
|
Регулятивные: Соотношение результатов своей деятельности с успешным усвоением материала. Личностные: самооценка, самоанализ. Коммуникативные: уметь слушать, доносить свою позицию. |
Рефлексия Время: 5 мин
|
Осуществляет рефлексивный контроль. Проводит тест.
|
Отвечают на вопросы, представленные в тесте, аргументируют ответ.
|
Тест на тему «Натуральные волокна»
|
|
Познавательная: рефлексия способов и условий действий; контроль и оценка результатов деятельности. Регулятивные: выбирать наиболее рациональную последовательность действий. Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УУД. Коммуникативные: уметь слушать |
]]>
№ п/п |
Ф.И.О. учителя |
Предмет |
Класс |
Ф.И.О. автора(ов) программы, название |
Ф.И.О. автора(ов) учебников |
1 |
Яковлева Ю. В. |
Изобразительное искусство |
5 |
Неменский Б. М; Горяева Н.А. «Изобразительное искусство» 5-8 кл. М. : Просвещение 2016 г. |
Н.А. Горяева., О.В. Островская М. : Просвещение 2015 г. |
2 |
Яковлева Ю. В. |
Изобразительное искусство |
6 |
Неменский Б. М; Горяева Н.А. «Изобразительное искусство» 5-8кл. М. : Просвещение 2016 г. |
Б.М. Неменский М. : Просвещение 2016 г. |
3 |
Яковлева Ю. В. |
Изобразительное искусство |
7 |
Неменский Б. М; Горяева Н.А. «Изобразительное искусство» 5-8кл. М. : Просвещение 2016 г. |
А.С Питерских., Г.Е. Гуров Просвещение 2016 г. |
4 |
Яковлева Ю. В. |
Технология Технологии ведения дома |
5 |
А.Т. Тищенко; Н.В. Синица. «Технология» 5-8 класс М.: Вентана – Граф 2016 г. |
Н.В. Синица,; В.Д. Симоненко «Технология» М. : «Вентана-Граф» 2015 г. |
5 |
Яковлева Ю. В. |
Технология Технологии ведения дома |
6 |
А.Т. Тищенко; Н.В. Синица. «Технология» 5-8 класс М.: Вентана – Граф 2016 г. |
Н.В. Синица,; В.Д. Симоненко «Технология» М. : «Вентана-Граф» 2015 г. |
6 |
Яковлева Ю. В. |
Технология Технологии ведения дома |
7 |
А.Т. Тищенко; Н.В. Синица. «Технология» 5-8 класс М.: Вентана - Граф 2016 г. |
Н.В. Синица,; В.Д. Симоненко «Технология» М. : «Вентана-Граф» 2015 г. |
7 |
Яковлева Ю. В. |
Технология Технологии ведения дома |
8 |
А.Т. Тищенко; Н.В. Синица. «Технология» 5-8 класс М.: Вентана - Граф 2016 г. |
В.Д. Симоненко, А.А. Электов., Б.А. Гончаров, О.П. Очинин, Е.В. Елисеева., А.Н. Богатырев М.: Вентана - Граф 2018 г. |
8 |
Абдуллин А.Н. |
Технология Индустриальные технологии |
5-7 |
А.Т. Тищенко; В.Д. Симоненко «Технология» 2016 г. |
Н.В. Синица,; В.Д. Симоненко «Технология» М. : «Вентана-Граф» 2015 г. |
9 |
Абдуллин А.Н. |
Технология Индустриальные технологии |
8 |
А.Т. Тищенко; Н.В. Синица. «Технология» 5-8 класс М.: Вентана - Граф 2016 г. |
В.Д. Симоненко, А.А. Электов., Б.А. Гончаров, О.П. Очинин, Е.В. Елисеева., А.Н. Богатырев М.: Вентана - Граф 2018 г. |
10 |
Яковлева Ю.В. |
Искусство |
9 |
Данилова Г. И. Рабочие программы «Искусство» 5-11 кл. – М.: Дрофа, 2016 г. |
Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская «Искусство 8-9 класс Москва,Просвещение 2015 г. |
11 |
Белова А.В. |
Музыка |
1 |
Авторская программа «Музыка»1-4 классов, Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2016 г |
Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2017г. |
12 |
Белова А.В. |
Музыка |
2 |
Авторская программа «Музыка»1-4 классов, Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2016г |
Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2017г. |
13 |
Белова А.В. |
Музыка |
3 |
Авторская программа «Музыка»1-4 классов, Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2016г |
Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2017г. |
14 |
Белова А.В. |
Музыка |
4 |
Авторская программа «Музыка»1-4 классов, Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2016г |
Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2017г. |
15 |
Белова А.В. |
Музыка |
5 |
авторской программой «Музыка» 5-9 классов, авт.Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2016г |
Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2015г. |
16 |
Белова А.В. |
Музыка |
6 |
авторской программой «Музыка» 5-9 классов, авт.Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2016г |
Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2015г. |
17 |
Белова А.В. |
Музыка |
7 |
авторской программой «Музыка» 5-9 классов, авт.Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2016г |
Е.Д. Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, М.: Просвещение, 2015г. |