Warning: session_start() [function.session-start]: open(/tmp/sess_2f53ac2a2c03c19482cb21f9a5ddd991, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 426
МО учителей русского языка и литературы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №2", город Ханты-Мансийск http://2school.ru/index.php?option=com_content&view=category&id=370&Itemid=170 Sun, 05 May 2024 10:26:27 +0000 Joomla! 1.5 - Open Source Content Management ru-ru Концепция преподавания русского языка и литературы http://2school.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2327:2019-02-07-03-50-58&catid=370:2019-02-06-02-58-39&Itemid=170 http://2school.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2327:2019-02-07-03-50-58&catid=370:2019-02-06-02-58-39&Itemid=170 Концепция
преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации
(утв.
распоряжением Правительства РФ от 9 апреля 2016 г. № 637-р)

I. Общие положения

Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на основные проблемы, базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития системы преподавания русского языка и литературы в организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее - образовательные организации), в Российской Федерации.

II. Значение учебных предметов "Русский язык" и "Литература" в современной системе образования

Русский язык как государственный язык Российской Федерации является стержнем, вокруг которого формируется российская идентичность, гражданское, культурное, образовательное пространство страны, а также фактором личной свободы гражданина, обеспечивающим возможность его самореализации в условиях многонационального и поликультурного государства.

В Российской Федерации как многонациональном государстве русский язык является языком межнационального общения, языком культуры, образования и науки. Владение русским языком, в том числе языковыми средствами, обеспечивающими коммуникацию в образовательной деятельности, является конкурентным преимуществом гражданина при получении высшего образования и построении профессиональной траектории.

Изучение русского языка и литературы играет ведущую роль в процессах воспитания личности, развития ее нравственных качеств и творческих способностей, в приобщении к отечественной и зарубежной культуре, в сохранении и развитии национальных традиций и исторической преемственности поколений.

Литература - это культурный символ России, высшая форма существования российской духовности и языка. Литература в школе посредством воздействия на эстетические чувства воспитывает в человеке патриотизм, чувства исторической памяти, принадлежности к культуре, народу и всему человечеству. На основе понимания особенностей литературы как вида искусства возможны плодотворное освещение и усвоение важнейших функций литературы - познавательной, нравственной и воспитательной.

В условиях многонационального государства необходимо также изучение выдающихся произведений литературы народов Российской Федерации в переводах на русский язык.

III. Цели и задачи Концепции

Целью настоящей Концепции является обеспечение высокого качества изучения и преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики.

Задачами развития системы изучения и преподавания русского языка и литературы в образовательных организациях в Российской Федерации являются:

  • модернизация содержания образовательных программ русского языка и литературы на всех уровнях общего образования (с обеспечением их преемственности), соответствующих учебных изданий, а также технологий и методик преподавания русского языка и литературы;
  • повышение качества работы преподавателей русского языка и литературы;
  • развитие общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации образовательных программ, в том числе для электронного обучения, инструментов деятельности обучающихся и педагогических работников;
  • популяризация русского языка и литературы.

IV. Проблемы изучения русского языка и литературы

Многолетние традиции системного изучения русского языка и литературы в образовательных организациях (методические подходы, учебно-методические комплексы, научно-педагогические школы и образовательные практики) представляют собой важнейший потенциал российской системы общего образования. Вместе с тем существует целый ряд нерешенных проблем, в том числе проблемы мотивационного, содержательного и методического характера, а также кадровые проблемы.

1. Проблемы мотивационного характера

В настоящее время заметно снижение мотивации обучающихся к чтению. Изменение свойств и условий существования текстов, с которыми имеют дело дети и подростки (электронные носители с возможностями нелинейного представления текста, система гиперссылок, обилие коротких бытовых текстов, возникающих сиюминутно в печатной форме и размывающих представление об особом статусе печатного слова и др.), увеличение общего количества текстов, уменьшение их объема и изменение структуры наряду с целым рядом социальных и лингвосоциальных проблем приводят к тому, что традиционный, линейно разворачивающийся книжный текст большого объема все труднее воспринимается и прочитывается детьми. В некоторых случаях это становится серьезным препятствием для освоения литературных произведений и почвой, на которой расцветает имитационная читательская деятельность (чтение кратких пересказов, использование готовых сочинений и рефератов и др.).

Во многих случаях у обучающегося оказывается несформированной заинтересованность в освоении значительного объема произведений русской и мировой литературы, который предлагает ему программа.

Потребность в литературном образовании, его престиж в обществе сегодня невелики. Фундаментальные ценности, которые несет в себе литература как вид искусства, зачастую входят в противоречие с прагматическими ценностями, выступающими на первый план в повседневном обиходе, а также в средствах массовой информации.

Фактически литературное образование столкнулось сегодня с серьезным вызовом - поиском внутренней мотивации для привлечения детей и подростков к литературе, выработкой аргументации и методик для повышения интереса к знакомству как с русской классикой, так и с наиболее значительными произведениями современной литературы.

2. Проблемы содержательного характера

Содержание учебного предмета "Русский язык" не в полной мере обеспечивает формирование коммуникативных компетенций обучающихся. Многие выпускники образовательных организаций недостаточно владеют навыками устной и письменной речи, нормами русского литературного языка и речевого этикета. Овладение теоретическими знаниями во многих случаях оказывается изолированным от умения применять эти знания в практической речевой деятельности.

В полной мере не обеспечена дифференциация содержания учебного предмета с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, их уровня владения русским языком для организации углубленного изучения (профильного обучения) учебного предмета, а также для изучения русского языка в условиях многоязычия. Кроме того, не оптимально соотношение теоретических и прикладных элементов содержания учебного предмета "Русский язык".

В содержании учебного предмета "Литература" основное внимание уделяется знакомству с историко-культурной информацией о произведении, авторе и литературном процессе, освоению понятийного аппарата литературоведения. При этом недостаточно внимания уделяется способности понимать художественный текст.

Анализ образовательной практики показывает, что изучаемые в рамках образовательной программы произведения не всегда соответствуют возрасту обучающихся. Детям и подросткам, как правило, предлагаются для освоения художественные тексты, написанные для более зрелой читательской аудитории. Кроме того, наблюдается несоответствие речевого опыта современных обучающихся и языка как классических, так и современных литературных произведений.

В образовательных программах по литературе уделяется недостаточное внимание произведениям о жизни и проблемах современных детей и подростков. Вместе с тем опыт чтения и обсуждения такой литературы со сверстниками и взрослыми важен для воспитания и интеллектуального развития обучающегося.

Содержание учебного предмета "Литература" не в полной мере отражает этнокультурные особенности и традиции народов Российской Федерации. Образовательные программы в образовательных организациях, как правило, не предполагают изучение произведений, созданных на языках народов Российской Федерации и переведенных на русский язык.

3. Проблемы методического характера

Учебные предметы "Русский язык" и "Литература" направлены на формирование разных компетенций и предполагают различные методические подходы и формы организации образовательной деятельности. Вместе с тем федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования установлены единые требования к результатам освоения предметной области "Русский язык и литература" как на базовом, так и на углубленном уровне.

Неравный уровень владения обучающимися русским языком делает необходимым создание и внедрение в образовательную деятельность методик преподавания русского языка и других учебных предметов в условиях многоязычия.

Требуют совершенствования методики и приемы формирования интереса современного обучающегося к чтению (в том числе с учетом развития современных информационно-коммуникационных технологий).

Образовательными организациями недостаточно используется потенциал учреждений культуры (музеи, библиотеки, театры, выставочные площадки и др.), обладающих ресурсами, необходимыми для осуществления обучения и воспитания, а также для иных видов учебной деятельности, предусмотренных образовательной программой.

4. Кадровые проблемы

Система подготовки и дополнительного профессионального образования учителей русского языка и литературы не в полной мере отвечает современным требованиям в части формирования компетенций, необходимых для преподавания в многоязычной среде, предусмотренных профессиональным стандартом "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".

Профессиональная поддержка учителей русского языка и литературы носит несистемный характер, за пределами крупных городов существуют сложности в обеспечении необходимой литературой, отсутствуют механизмы комплексного совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников, предусмотренных трудовыми (должностными) обязанностями, в том числе отмечается нехватка возможностей для самообразования.

Система оценки качества работы учителей русского языка и литературы, в частности аттестация, носит формальный характер, не способствует их профессиональному росту.

V. Основные направления реализации Концепции

1. Общие направления

В федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования целесообразно разделить и детализировать требования к предметным результатам обучения по учебным предметам "Русский язык" и "Литература" как на базовом, так и углубленном уровне.

В федеральных государственных образовательных стандартах начального общего и основного общего образования также необходимо детализировать указанные требования и учитывать накопленный позитивный опыт составления нормативных и рекомендательных списков литературных произведений с опорой на действующие примерные основные общеобразовательные программы.

В целях повышения интереса обучающихся к чтению важно привести содержание примерных рабочих программ по литературе, учебно-методических комплектов, а также технологии и методики преподавания в соответствие с возрастными особенностями, потребностями и интересами обучающихся (в том числе для организации углубленного изучения учебного предмета (профильного обучения).

Необходимо создание:

  • учебников русского языка и литературы нового поколения, построенных на основе дифференциации и индивидуализации, ориентированных на оптимальное сочетание обязательного и вариативного компонентов образовательных программ, предполагающих приоритетное развитие самостоятельной творческой работы обучающихся;
  • хрестоматий, расширенных за счет дополнительного (вариативного) материала и включающих, кроме текстов художественных произведений, комментарии, вопросы и задания;
  • современных словарей разных типов, прошедших обязательную профессиональную экспертизу.

Государственные программы должны способствовать объединению усилий образовательных организаций, средств массовой информации, музеев, библиотек, театров, системы книгоиздания и книгораспространения, направленных на поддержку чтения.

Целесообразно продолжить совершенствование контрольных измерительных материалов для итоговой аттестации по учебным предметам "Русский язык" и "Литература".

2. Русский язык

Необходимо обеспечить оптимальное соотношение между теоретическим изучением языка и формированием практических речевых навыков с учетом состава обучающихся, при этом существующее в настоящее время распределение и объем учебных часов, отводимых на изучение учебного предмета, считать оптимальным.

Освоение учебного предмета должно предусматривать:

  • усвоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, функционировании и развитии;
  • овладение всеми видами речевой деятельности (слушание, чтение, говорение, письмо), умение правильно использовать речевые навыки во всех сферах общения;
  • формирование нормативной грамотности устной и письменной речи;
  • формирование межпредметных связей русского языка с другими учебными предметами (иностранными языками, литературой и др.);
  • использование текстов разных функциональных типов (художественных, нехудожественных);
  • состав используемых текстов должен формироваться с учетом возрастных, тендерных и этнокультурных особенностей восприятия обучающихся;
  • использование информационно-коммуникационных инструментов и ресурсов (включая печатные и электронные словари, переводчики, программы орфографического контроля, поисковые системы, системы распознавания текста и устного ввода).

Требуется разработка методик преподавания русского языка и других учебных предметов в условиях многоязычия, опирающихся на достижения современной лингвистики и теории межкультурной коммуникации.

Государственная итоговая аттестация по учебному предмету должна включать оценку уровня владения не только письменной, но и устной речью.

3. Литература

Необходимо:

  • усилить компонент, направленный на формирование читательских компетенций, а также способности осмысленно воспринимать художественный текст;
  • учитывать возрастные и этнокультурные особенности обучающихся при формировании списка изучаемых произведений (в том числе путем включения в него произведений о жизни и проблемах современных детей и подростков, произведений авторов из числа народов Российской Федерации);
  • определить оптимальное соотношение объема учебного материала и учебного времени, предусмотренного основной образовательной программой на изучение учебного предмета.

4. Подготовка кадров

В целях повышения качества работы учителей русского языка и литературы крайне важно:

  • совершенствовать систему подготовки и дополнительного профессионального образования учителей русского языка и литературы в части формирования компетенций, необходимых для преподавания в многоязычной среде;
  • разработать механизмы комплексного совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников (в том числе в дистанционном формате с использованием современных информационно-коммуникационных технологий);
  • совершенствовать систему оценки качества работы учителей русского языка и литературы, в том числе аттестацию;
  • устранить избыточные параметры контроля над перспективным планированием работы учителя русского языка и литературы;
  • развивать электронные образовательные среды, позволяющие:
  • обучающимся - получать дополнительную информацию, а также самостоятельно и (или) с помощью учителя осваивать часть образовательной программы;
  • педагогам - систематически повышать свой профессиональный уровень.

VI. Реализация Концепции

Реализация настоящей Концепции обеспечит новый уровень изучения и преподавания русского языка и литературы, а также будет способствовать разработке и апробации механизмов развития филологического образования.

Планируемым механизмом реализации настоящей Концепции является включение соответствующих задач в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ и программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов.



]]>
shuller45@yandex.ru (Рауза) Методическая работа Thu, 07 Feb 2019 03:45:27 +0000
План работы на 2018-2019 http://2school.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2326:---2018-2019&catid=370:2019-02-06-02-58-39&Itemid=170 http://2school.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2326:---2018-2019&catid=370:2019-02-06-02-58-39&Itemid=170 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МБОУ СОШ №2 (2013-2018ГГ):

«Формирование системы образовательных ресурсов

как основного условия оптимизации качества жизни школьника и наращивания конкурентных преимуществ школы в образовательном пространстве города»

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА ШКОЛА

«Развитие обучаюшихся на основе формирования универсальных учебных действий в соответствии с ФГОС»

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА МО

"Системно-деятельностный подход в обучении предметам гуманитарного цикла в реализации основных направлений ФГОС"

Цель: Создание оптимальных условий для реализации системно-деятельностного подхода в обучении предметам гуманитарного цикла (русского языка и литературы) в реализации основных направлений ФГОС

Задачи:

- Повышение мастерства и квалификации учителей-предметников гуманитарного цикла в соответствии со стандартами нового поколения.

- Концентрирование основных сил МО в направлении повышения качества обучения, воспитания и развития школьников.

- Направить работу на совершенствование теоретической и практической подготовки педагогов по вопросу использования системно-деятельностного подхода в обучении.

- Активизировать на уроках и во внеурочной деятельности использование современных образовательных технологий.

- Интеграция основного и дополнительного образования в целях раскрытия творческого потенциала обучающихся через уроки и внеклассную работу на основе новых образовательных технологий.

- Повышение профессионального уровня мастерства педагогов через самообразование, использование персональных сайтов, участие в творческих мастерских и интернет - сообществах, использование современных технологий, содействие раскрытию творческого потенциала учащихся через уроки и внеклассную работу.

- Организация системной подготовки к выпускному сочинению (изложению), к сдаче устной части по русскому языку (9 класс), ОГЭ и ЕГЭ по предметам гуманитарного цикла, отработка навыков тестирования при подготовке обучающихся к итоговой аттестации в форме сочинения, ОГЭ и ЕГЭ.

- Повышение коммуникативно – речевой грамотности школьников.

- Повышение читательской грамотности учащихся.

- Продолжить изучение нормативно-правовой, методической базы по внедрению ФГОС.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ:

 

• рост качества знаний обучающихся;

• овладение учителями МО системой преподавания предметов в соответствии с новым ФГОС;

• создание условий в процессе обучения для формирования у обучающихся ключевых компетентностей.

 

 

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШМО:

  1. Изучение нормативных документов, обзор методической литературы.
  2. Организация повышения квалификации.
  3. Изучение методик, методов, технологий обучения
  4. Организация работы по формированию, изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта.
  5. Организация и проведение работы с одарёнными детьми.
  6. Организация и проведение предметной недели.
  7. График проведения заседаний ШМО учителей русского языка и литературы.

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ:

1.Подготовка к школьным, муниципальным предметным олимпиадам.

2.Подготовка к школьным, муниципальным конференциям.

3. Участие обучающихся муниципальных, региональных, Всероссийских очных и заочных конкурсах.

4. Участие обучающихся в интернет олимпиадах и конкурсах.

 

 

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЗАДАЧИ:

1) повышение профессиональной культуры учителя через участие в реализации методической идеи общеобразовательного учреждения;

2) создание условий для повышения социально-профессионального статуса учителя.

  • Анализ деятельности МО за 2017-2018 учебный год. и утверждение плана работы МО на 2018-2019 учебный год.
  • Проведение заседаний ШМО.
  • Участие в педагогических советах школы, методических семинарах, заседаниях методобъединениях.
  • Актуализация нормативных требований СанПиН, охраны труда для всех участников образовательного процесса.
  • Составление плана работы МО на 2019 - 2020 учебный год

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Создание базы данных о педагогических работниках ШМО
  • Сбор и обработка информации о результатах учебной деятельности педагогов.
  • Изучение и анализ состояния и результатов работы ШМО, определение направлений ее совершенствования.
  • Определение области профессиональных затруднений учителей (участие в анкетировании). Мониторинг профессиональных и информационных потребностей педагогов МО
  • Проверка обеспечения учебниками обучающихся школы.
  • Анализ использования учебного оборудования в педагогической деятельности учителей МО гуманитарного цикла.
  • Анализ участия в предметных конкурсах и олимпиадах различных уровней и направлений в рамках предмета.
  • Анализ результатов  ВПР в 5-6 классов.
  • Анализ результатов выпускного сочинения в 11 классе.
  • Анализ результатов устной сдачи экзамена в 9 классе.
  • Анализ результатов пробных и выпускных экзаменов в формате ГИА-9 и ГИА-11 по русскому языку.
  • Анализ состояния и результативности деятельности МО.
  • Изучение направлений деятельности педагогов (тема самообразования).

 

 

ИНФОРМАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

  • Формирование банка данных педагогической информации (методический материал).
  • Информирование педагогических работников о новых направлениях в развитии общего, о содержании образовательных программ, новых учебниках, учебно-методических комплектах, видеоматериалах, рекомендациях, нормативных, локальных актах.
  • Формирование портфолио.
  • Пополнение методическим материалом персональных сайтов учителей МО учителей русского языка и литературы.
  • Осуществление информационно-библиографической деятельности.

 

КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Работа с молодыми специалистами, прибывшими специалистами.
  • Работа с учителями, претендующими на высшую, I квалификационную категорию (оказание помощи в создании портфолио учителя, организация мастер-классов и др.)
  • Подготовка к открытым урокам, методическим мероприятиям
    • Консультирование педагогов по вопросам тематического планирования.
    • Консультирование педагогов с целью ликвидации затруднений в педагогической деятельности.
    • Консультирование педагогов по вопросам в сфере формирования универсальных учебных действий в рамках ФГОС второго поколения
    • Взаимодействие педагогов через сетевое сотрудничество на педагогических форумах.

 

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Организация работы педагогов по темам самообразования, проведение отчетов по темам самообразования
  • Согласование учебных рабочих программ по предметам, элективным курсам, доп.образованию и др.
  • Утверждение индивидуальных планов работы педагогов по самообразовательной деятельности
  • Организация работы с учащимися, не осваивающими учебные программы, в урочное и внеурочное время.
  • Взаимопосещение уроков с целью изучения проблемы преемственности в обучении начального и среднего звена.
  • Организация работы в рамках методического объединения по изучению нормативных документов по вопросам проведения ГИА
  • Организация работы с одарёнными учащимися в целях активизации проектной и исследовательской деятельности учащихся в урочное и внеурочное время.
  • Организация и проведение предметной декады. Внеурочная деятельность по предмету
  • Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся с выходом на защиту работ на школьной и городской конференции.
  • Подготовка и участие в школьных предметных олимпиадах.
  • Разработка методических рекомендаций по организации проектной, исследовательской деятельности обучающихся.
  • Организация обучения детей с ОВЗ по адаптированной образовательной программе, в т.ч. по индивидуальной программе.
  • Участие в работе методического совета школы
  • Взаимопосещение уроков, индивидуальных занятий, внеклассных мероприятий по предмету
  • Участие в профессиональных конкурсах, в проектах, турнирах
  • Внедрение в учебный процесс элементов современных педагогических технологий и средств обучения. Составление технологической карты урока

 

ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

  • Создание банка методических находок, авторских разработок, проектов, докладов педагогов.
  • Пополнение авторскими разработками, докладами, методическими материалами сайта школы (Публикация на школьном сайте материалов педагогов)
  • Участие в формировании и издании методических материалов в рамках школьного издательского центра.

 

 

ПЛАН ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ К ГИА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ УЧАЩИХСЯ 9-11 КЛАССОВ

В 2018-2019 УЧЕБНОМ ГОДУ

Организационно- методическая работа

Работа с учащимися

Работа с родителями

Сентябрь – ноябрь

Заседание методического объединения:

«Организация методической работы по подготовке к ГИА по русскому языку и литературе в 2018-2019 учебном году»:

  • Организация подготовительной работы к ЕГЭ и ОГЭ в 9-11-х классах.
  • Подготовка информационных стендов для учащихся и родителей «Подготовка к экзаменам»
  • Пополнение учебной и методической литературы и материалов по подготовке к ГИА.

 

 

Беседы – разъяснения :

- содержание и цели проведения ЕГЭ

по русскому языку

- ознакомление с организацией и

технологией проведения ЕГЭ

- психологический настрой.

 

Информирование учащихся 9, 11 классов по вопросам подготовки к ГИА (сочинение, устная и письменная часть): структура экзаменационных работ , инструктирование учащихся по работе с бланками, официальные сайты ГИА, ознакомление с графиком пробных экзаменов.

Выступление на родительском собрании по вопросу подготовки  к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку и литературе

Заседание МО «Анализ результатов сдачи  ГИА в 2017 -2018 учебном году.

- Выбор оптимальной стратегии подготовки к ЕГЭ и ОГЭ .

- Как найти в интернете демоверсии и работать по ним (рассмотреть изменения в демоверсиях)

- Работа с контрольно-измерительными материалами.

- Работа с бланками КИМ ГИА-9 и

ГИА-11

Индивидуальные беседы:

- цели и содержание ЕГЭ и ОГЭ

- технология проведения ЕГЭ и ОГЭ (в том числе и устной части в 9 кл.)

- психологическая поддержка ребёнка

Декабрь – январь

Заседание МО : Круглый стол «Система подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ» (методы подготовки к экзаменам в 9-ом и 11-ом классах);

- Диагностическая работа № 2. Анализ, сравнение с результатами первой работы. Работа над ошибками.

- Работа с контрольно-измерительными материалами.

- Работа с бланками КИМ ГИА-9 и

ГИА-11

Выступление учителей на родительском собрании «О ходе подготовки к сдаче ЕГЭ и ОГЭ. Проблемы и пути их устранения».

Организация психологического сопровождения: консультации, тренинги, беседы.

Обучение учащихся написанию сочинения, особенно по подбору аргументов.

Индивидуальные консультации для родителей

 

 

 

Первый этап сдачи экзамена по литературе (сочинение, 11 класс)

Оценка результата (зачёт, незачёт)

 

Первый этап сдачи экзамена по русскому языку (устная часть, 9 класс)

Оценка результата (зачёт, незачёт)

 

 

Держать под  особым контролем  подготовку учащихся « группы риска».

Наладить работу групп взаимопомощи.

 

 

 

Февраль – март

Ознакомление с нормативными и распорядительными документами :

- с приказами «О проведении пробного экзамена»,

- с инструкциями:

 

- Работа с контрольно-измерительными материалами.

- Работа с бланками КИМ ГИА-9 и

ГИА-11

 

Индивидуальные беседы- консультации по вопросам подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.

 

Диагностическая работа № 3. Анализ, сравнение с работами № 1 и № 2. Работа над ошибками.

 

 

Обеспечение помощи учащимся в преодолении затруднений и построении индивидуального плана подготовки учащихся к сдаче  ЕГЭ и ОГЭ

 

Заседание МО по  вопросам:  «Подготовка проведения повторения в конце учебного года»,

«Отработка самостоятельной работы и навыков по тестовым технологиям».

Ознакомление учащихся с процедурой проверки тестовой части и с критериями проверки развёрнутых ответов (сочинение, изложение).

Участие учащихся в пробных экзаменах в формате ОГЭ и ЕГЭ.

 

Апрель – май

Ознакомление с нормативно-распорядительными документами:

- Приказ о формах, сроках и продолжительности ЕГЭ и ОГЭ в 2019 году.

- Приказ «О порядке окончания учебного года»,

- Приказ «ОБ утверждении положения об итоговой аттестации».

- Правила приёма и  зачисления в вузы по итогам ЕГЭ.

Ознакомление учащихся с нормативными документами.

 

Ознакомление с правилами поведения на  экзамене (права и обязанности выпускников).

 

 

 

 

Индивидуальные беседы- консультации, родительские собрания с проведением

консультаций и рекомендаций для

родителей по итоговой аттестации

 

Проведение практических занятий:

- правила заполнения бланков на

экзамене,

- консультации по отдельным темам.

Консультации администрации, психолога, классного руководителя  («ЕГЭ в вопросах и ответах)

- Работа с контрольно-измерительными материалами.

 

 

 

ЗАСЕДАНИЯ ШКОЛЬНОГО МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

УЧИТЕЛЕЙ РССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Заседание № 1 - август

Тема: Организационные вопросы работы методического объединения на 2018-2019учебный год. Русский язык и литература в структуре общего образования в соответствии с ФГОС второго поколения.

Ответственные

  1. Анализ деятельности МО учителей русского языка и литературы за 2017 - 2018 учебный год. Обсуждение и утверждение плана работы МО на 2018-2019 учебный год задачи на новый учебный год.
  2. Анализ результатов итоговой государственной аттестации выпускников средней школы за 2017 - 2018 учебный год.
    1. Рассмотрение, согласование и утверждение методических тем по самообразованию.
    2. Рассмотрение и согласование рабочих программ по русскому языку и литературе на 2018 - 2019 учебный год, УМК.
    3. Обеспеченность учебниками и готовность кабинетов к новому учебному году.

 

Рук-ль МО

 

 

 

Пуртова Л.Г., учителя-предметники

Учителя-предметники

 

 

 

Учителя русского языка и начальных классов

Заседание № 2 – ноябрь

Тема: «Пути повышения профессиональной компетентности учителей русского языка и литературы. Адаптация пятиклассников».

Ответственные

  1. Современные педагогические технологии в условиях ФГОС.
  2. Обмен опытом по теме «Формирование УУД на уроках как средство повышения качества образования в соответствии с ФГОС нового поколения».
  3. Подготовка к школьному и муниципальному этапу проведения  олимпиад.
  4. Информирование членов МО о новинках методической литературы.
  5. Результаты адаптации и входной  диагностики (4-5, 9-10 классы).  Обсуждение проблем, путей их решения.
  6. Обучение функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка /из опыта работы/
  7. Подготовка к проведению предметной декады по русскому языку и литературе.

уроках русского языка /из опыта работы/

 

Уральская Л.Б.

Учителя-предметники

 

 

Морокова Е.А..

 

Рук-ль МО

 

Бережная Е.А. (школьный библиотекарь), рук-ль МО

Рук-ль МО, Морокова Е.А., Жернова Л.В.

Заседание № 3 – январь

Тема: «Освоение  и внедрение ФГОС. Создание  образовательного пространства для самореализации учителя и учащихся».

 

Ответственные

  1. Анализ работы МО за первое полугодие 2018 – 2019 учебного года. .Анализ административных контрольных работ по русскому языку за I полугодие.
  2. Технология продуктивного чтения как образовательная технология, повышающая функциональную грамотность школьников.

технология,  повышающая    функциональную    грамотность

школьников

  1. Урок как форма организации учебно-воспитательного процесса в школе. Подготовка к написанию ВПР.
    1. Организация эффективной подготовки    ГИА-9            и       ГИА-11          на уроках русского языка и литературы. Подготовка к ГВЭ детей-мигрантов и детей с ОВЗ.
    2. Итоги городских предметных олимпиад.
    3. Организация и проведение предметной декады по предмету. утверждение плана проведения декады.

 

Рук-ль МО

 

Учителя-предметники

 

 

Жернова Л.В.

Рук-ль МО, учителя-предметники

 

Морокова Е.А., Жернова Л.В., Пуртова Л.Г.

Рук-ль МО

Рук-ль МО, учителя-предметники

 

Заседание № 4 – март

 

Тема: Контроль над качеством знаний - одно из важных средств повышения эффективности образовательного процесса в условиях ФГОС.

 

Ответственные

  1. Внедрение ФГОС второго поколения на уроках  русского языка, литературы, в 5-8  классах.
  2. Изучение методов педагогической диагностики в соответствии с ФГОС.
  3. Выполнение стандартов о подготовке к ГИА-9 и ГИА-11.
  4. Анализ  результатов написания ВПР.
  5. Как организовать образовательное пространство для учащихся с ОВЗ.

Меньшикова О.В.

 

Рук-ль МО

 

Учителя-предметники

Рук-ль МО

Рук-ль МО, педагог-психолог Байбикова Д.Х.

Заседание № 5 – май

 

Тема: Подведение итогов учебного года.

 

Ответственные

  1. Анализ деятельности МО по реализации намеченных планов в 2018 -2019учебном году.
  2. Анализ успеваемости обучающихся за год.
  3. Отчет учителей о работе в рамках МО:

- участие в конкурсах, в проведении открытых уроков;

- внеклассная работа по предметам;

- итоги пополнения портфолио;

- поощрение творческих учителей-предметников.

  1. Анализ пробных экзаменационных работ в 9 и 11 классах по русскому языку.

 

 

  1. Преемственность обучения. Анализ взаимопосещения уроков русского языка и литературного чтения в 4-ых классах.

 

  1. Составление перспективного плана работы ШМО учителей на 2019 - 2020 учебный год.

 

Рук-ль МО

 

Рук-ль МО

Учителя-предметники

 

 

 

 

Морокова Е.А., Уральская Л.Б., Пуртова Л.Г., Меньшикова О.В.

Учителя начальных классов и учителя русского языка и литературы

 

Учителя-предметники

 

Работа между заседаниями МО

  1. Продолжение работы по самообразованию, по оформлению своего портфолио, обогащению учебных кабинетов.
  2. Изучение методической литературы, документов ФГОС. Планирование самообразовательной деятельности.
  3. Утверждение информационных ресурсов подготовки к ГИА - 9,11 по русскому языку литературе.
  4. Составление входных, промежуточных и итоговых контрольных работ по русскому языку.
  5. Сетевое сотрудничество на педагогических форумах.
  6. Организация исследовательской деятельности обучающихся.
  7. Участие школьников в предметных олимпиадах, творческих конкурсах.
  8. Участие педагогов в  конкурсах профессионального мастерства.


ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Предмет

 

Класс

 

Программа

 

 

Учебник

Учителя работающие в этих классах

 

Русский язык

 

5 А,Б,В

Планирование составлено на основе программы М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского

Русский язык в 2-х частях Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба.

 

Морокова Е.А.

Жернова Л.В.

 

Русский язык

 

6 А

Планирование составлено на основе программы по русскому языку для ОУ (5-9 классы). (Автор Л. О. Савчук; под ред. Е. Я. Шмелёвой).

Русский язык: 6 класс. В 2-х частях». (Авторы А. Д. Шмелёв, Э. А. Флоренская, Ф. Е. Габович, Е. Я. Шмелёва; под. ред. А. Д. Шмелёва)

Уральская Л.Б.

 

6

Б, В

Баранов М. Т. Программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов / М. Т. Баранов, А. Ладыженская, Н.М.Шанский //

Русский язык. Учебник. 6 класс / М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, . М.

 

Уральская Л.Б.

 

Жернова Л.В.

 

 

Русский язык,

 

7 Б, В, Г

Баранов М. Т. Программа по русскому языку к учебникам 5-9 классов / М. Т. Баранов, А. Ладыженская, Н.М.Шанский //

Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А., Александрова О.М., Григорян Л.Т., Кулибаба И.И.  Русский язык.  Учебник для 7 класса в 2 частях общеобразовательных учреждений.

Морокова Е.А.

Жернова Л.В.

Уральская Л.Б.

7 А

Планирование составлено на основе программы по русскому языку для ОУ (5-9 классы). (Автор Л. О. Савчук; под ред. Е. Я. Шмелёвой).

Русский язык: 7 класс. (Авторы А. Д. Шмелёв, Э. А. Флоренская, Ф. Е. Габович, Е. Я. Шмелёва; под. ред. А. Д. Шмелёва)

Меньшикова О.В.

 

Русский язык

 

8 А, В

Программой по русскому языку для ОУ (5-11 классы). (М.Т.Баранов)

 

 

«Русский язык для 8 класса под ред. Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской, А.Д.Дейкиной, О.М.Александровой

Морокова Е.А.

8 Б

Планирование составлено на основе программы по русскому языку для ОУ (5-9 классы). (Автор Л. О. Савчук; под ред. Е. Я. Шмелёвой).

Русский язык: 6 класс. В 2-х частях». (Авторы А. Д. Шмелёв, Э. А. Флоренская, Ф. Е. Габович, Е. Я. Шмелёва; под. ред. А. Д. Шмелёва)

Уральская Л.Б.

Русский язык

9 А, Б, Г

Программа  основного общего образования по русскому языку М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского. – Москва «Просвещение», 2010 г.

«Русский язык - 9 класс». Москва: Просвещение, 2011 г. Авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова

 

Уральская Л.Б.

Меньшикова О.В.

 

9 В

Программой по русскому языку для ОУ (5-11 классы). (С.И.Львов)

 

Русский язык: 9 класс. (Авторы С.И.Львов)

Пуртова Л.Г.

Морокова Е.А.

Русский язык

10 А

Программой по русскому языку для ОУ (5-11 классы). (И.В.Гусарова)

Учебником для ОУ «Русский язык. 10 класс». (И.В.Гусарова)

 

 

10 Б

Программы под редакцией Н.Г.Гольцова, Москва «Русское слово»,2011 год к учебнику «Русский язык. 10—11 классы» (авторы: Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин, М.А.Мищерина)

Учебник: Русский язык. 10-11 классы. Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин,

 

 

Русский язык

11

Программой по русскому языку для ОУ (5-11 классы). (И.В.Гусарова)

Учебником для ОУ «Русский язык. 10 класс». (И.В.Гусарова)

 

Морокова Е.А.

 

Литература

5 А, Б, В

Программа по литературе для ОУ (5-11 классы). (В. Я. Коровина)

 

Учебником для ОУ в 2-х частях «Литература. 5 класс». (В.Я.Коровина).

Морокова Е.А.

Жернова Л.В.

 

Литература

6 А, Б, В

Программа по литературе для ОУ (5-11 классы). (В. Я. Коровина)

 

Учебником для ОУ в 2-х частях «Литература. 6 класс». (В.Я.Коровина).

 

Уральская Л.Б.

Жернова Л.В.

 

Литература

7 А, Б, В, Г

Программа по литературе для ОУ (5-11 классы). (В. Я. Коровина)

 

Учебником для ОУ в 2-х частях «Литература. 7 класс». (В.Я.Коровина).

 

Морокова Е.А.

Жернова Л.В.

Уральская Л.Б.

Литература

8 А, Б, В

 

 

 

 

Программа по литературе для ОУ (5-11 классы). (В. Я. Коровина)

Учебником для ОУ в 2-х частях «Литература. 8 класс». (В.Я.Коровина).

Морокова Е.А.

Уральская Л.Б.

Меньшикова О.В.

 

Литература

9 А, Б, Г

Программа по литературе для ОУ (5-11 классы). (В. Я. Коровина)

Учебником для ОУ в 2-х частях «Литература. 9 класс». (В.Я.Коровина).

Морокова Е.А.

Жернова Л.В.

Меньшикова О.В.

 

 

9 В

Программы по литературе для 5-9 классов (автор Г.С. Меркин)

Учебник «Литература. 8 класс» в 2-х частях под редакцией  Г.С. Меркина, издательство «Русское слово»

Пуртова Л.Г

Литература

10 класс

10 А

Программой по литературе для ОУ (5-11 классы).

(Б.А. Ланин).

Учебником для ОУ «Литература. 10 класс». (Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М.Шамчикова

Морокова Е.А.

10 Б

Программой по литературе для ОУ (5-11 классы).

(Б.А. Ланин).

Учебником для ОУ «Литература. 10 класс». (Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М.Шамчикова

Литература

 

11 А

Программой по литературе для ОУ (5-11 классы). (Б.А. Ланин).

Учебником для ОУ «Литература. 11 класс». (Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М.Шамчикова

Морокова Е.А.

 

 


]]>
shuller45@yandex.ru (Рауза) Методическая работа Wed, 06 Feb 2019 11:40:39 +0000