Warning: session_start() [function.session-start]: open(/tmp/sess_bd245d71a8a33b46be81dbead517f0d1, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 426
Сведения об ОО Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение &quot;Средняя общеобразовательная школа №2&quot;, город Ханты-Мансийск http://2school.ru/index.php 2024-04-29T01:28:36Z Joomla! 1.5 - Open Source Content Management РОЛЬ ДИАЛОГА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2010-06-09T19:43:15Z 2010-06-09T19:43:15Z http://2school.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=225%3A--n&catid=52&Itemid=94 <p align="center"><strong>РОЛЬ ДИАЛОГА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ</strong></p><p align="justify">В новой образовательной парадигме основной акцент делается не на усвоение информации ими знания, а на развитие диалогического мышления.<br />Школа должна ориентироваться НЕ просто на воспитание личности, а на формирование &laquo;человека культуры&raquo;, способного работать со знаниями, с различными типами мышления, с идеями различных культур, а реальное использование этих способностей будет вести самого ученика к формированию его личности.<br />Диалог (от dia &mdash; через, logos &mdash; слово, взаимодействие посредством слова) &mdash; не разговор двух или более лиц. Не обмен информацией, не борьба мнений, а полифония диалогических отношений, сущность которых заключается в том, что голоса здесь остаются самостоятельными и сочетаются в единстве внешнего порядка. Если уж говорить об индивидуальной воле, то именно в полифонии и происходит сочетание нескольких индивидуальных воль, совершается принципиальный выход за пределы одной воли.<br />Диалог может состояться только при условии полноты проявления личностных функций субъекта.<br />Можно сказать, что каждый собеседник ведёт диалог в своей форме и на своем уровне, значит, целесообразно говорить не о диалоге вообще, а о нескольких диалогах, объединенных в одном. Такой объединенный диалог может стать учебным, если в нем происходит прямое движение от потребностей и побуждений человека к неизвестному направлению помышления и обратное движение: от динамики мысли &mdash; к динамике поведения &mdash; и конкретной деятельности личности.<br />Учебный диалог &mdash; сложное интеллектуально-эмоциональное взаимодействие субъектов общения, носителей разных смысловых позиций.<br />Учебный диалог начинается с индукции &mdash; словесного поиска частных проявлений исследуемого явления и возникает каждый раз заново при наличии мотивов учащихся и возникающих противоречий с новыми знаниями. Мотивация - личностная основа творческого отношения к учению, которая нуждается в стимулировании внешними обстоятельствами. Стимулирует участников диалога, по мнению Т. П.Дикун, кандидата педагогических наук ОГПУ, противостояние, столкновение в понимании противоречия.<br />Диалог &laquo;учитель &mdash; ученик&raquo;, &laquo;ученик &mdash; ученик&raquo;, &laquo;ученик &mdash; учебник&raquo; &mdash; это диалог человека с человеком (имеются в виду все богатства их личностей), а не просто обучающего и обучающегося, хотя обучение и свело их на уроке друг с другом. Движущими силами общения должны быть две стороны и взрослые и дети. По обе стороны диалога находятся и творцы, и творимые.<br />Эффективная организация обучения, взаимодействия между учителем и учеником в форме диалога, развитие диалоговых отношений требуют соблюдения определенных психолого-педагогических условий.<br />Ядро учебного диалога &mdash; диалогическое взаимодействие субъектов, благодаря которому может идти исследование, поиск, выдвижение и решение возникающих творческих задач. Необходимо учить ребенка задавать вопросы. Надо научить ученика задавать вопросы и задаваться вопросами, действительно важными и значительными для него, так как учебный диалог становится более продуктивным, когда обсуждаются вопросы, возникающие в логике развития мышления самого ребенка.<br />Выстраивать учебный процесс в логике диалога умеет лишь педагог, принявший идеи личностно - ориентированный парадигмы обучения.<br />Диалоговые отношения формируют &laquo;сообщество исследователей&raquo;, в котором у участников образовательного процесса изменяются функции: из системы &laquo;информация &mdash; учитель &mdash; ученик, повторяющий информацию&raquo;, строится система сократовского диалога, точки полилога, системы коллективного поиска истины. Учитель &mdash; соратник коллективного поиска, его цель &mdash; стимулировать и облегчить поиск учителя, создать условия для разработки технологии мысли и тем самым &laquo;окультурить&raquo;, &laquo;опредметить&raquo; способы учебной работы.<br />Важное умение учителя &mdash; искусно работать на уроке с субъективным опытом ученика.<br />В диалогическом взаимодействии ученик &mdash; субъект, соучастник, соавтор со своими самобытными и уникальными отношениями с окружающим миром. Ученик вступает в диалог с собственным &laquo;багажом&raquo; знаний, приобретенных в процессе общения и обучения с окружающими людьми и миром, т.е. ученик в учебном диалоге оказывается и промежутке культур. Сопряжение требует удерживать собственное виде&not;ние мира ребенком до поступка.<br />Учебный диалог позволяет целенаправленно обогащать речь школьников, способствует усвоению образцов речи учи&not;теля, коррекции речевых действий учащихся.<br />Диалог ставит ученика в условия, позволяющие более глубоко переработать предложенный материал, найти собственные речевые выражения, где учитель добивается, чтобы речь учащихся была логически последовательной, точной, лаконичной, доказательной и вместе с тем выразительной.<br />Диалог позволяет учащимся:<br />- совершенствовать логику изложения мысли, точность выражения, ясность, системность, лаконизм, богатство словарного запаса;<br />- обогащать экспрессивные стороны речевой деятельности, которые создают эмоциональную атмосферу, придают эмоциональный тонус речевой деятельности и развивают выразительность, образность, эмоциональность, правильную интонацию;<br />- более эффективно овладеть литературными нормами современного языка;<br />- стимулировать, способности к саморазвитию, самореализации &ndash; развивать свой творческий потенциал.</p><p align="right">Учитель русского языка и литературы</p><p align="right">Ирина Юрьевна Нор</p> <p align="center"><strong>РОЛЬ ДИАЛОГА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ</strong></p><p align="justify">В новой образовательной парадигме основной акцент делается не на усвоение информации ими знания, а на развитие диалогического мышления.<br />Школа должна ориентироваться НЕ просто на воспитание личности, а на формирование &laquo;человека культуры&raquo;, способного работать со знаниями, с различными типами мышления, с идеями различных культур, а реальное использование этих способностей будет вести самого ученика к формированию его личности.<br />Диалог (от dia &mdash; через, logos &mdash; слово, взаимодействие посредством слова) &mdash; не разговор двух или более лиц. Не обмен информацией, не борьба мнений, а полифония диалогических отношений, сущность которых заключается в том, что голоса здесь остаются самостоятельными и сочетаются в единстве внешнего порядка. Если уж говорить об индивидуальной воле, то именно в полифонии и происходит сочетание нескольких индивидуальных воль, совершается принципиальный выход за пределы одной воли.<br />Диалог может состояться только при условии полноты проявления личностных функций субъекта.<br />Можно сказать, что каждый собеседник ведёт диалог в своей форме и на своем уровне, значит, целесообразно говорить не о диалоге вообще, а о нескольких диалогах, объединенных в одном. Такой объединенный диалог может стать учебным, если в нем происходит прямое движение от потребностей и побуждений человека к неизвестному направлению помышления и обратное движение: от динамики мысли &mdash; к динамике поведения &mdash; и конкретной деятельности личности.<br />Учебный диалог &mdash; сложное интеллектуально-эмоциональное взаимодействие субъектов общения, носителей разных смысловых позиций.<br />Учебный диалог начинается с индукции &mdash; словесного поиска частных проявлений исследуемого явления и возникает каждый раз заново при наличии мотивов учащихся и возникающих противоречий с новыми знаниями. Мотивация - личностная основа творческого отношения к учению, которая нуждается в стимулировании внешними обстоятельствами. Стимулирует участников диалога, по мнению Т. П.Дикун, кандидата педагогических наук ОГПУ, противостояние, столкновение в понимании противоречия.<br />Диалог &laquo;учитель &mdash; ученик&raquo;, &laquo;ученик &mdash; ученик&raquo;, &laquo;ученик &mdash; учебник&raquo; &mdash; это диалог человека с человеком (имеются в виду все богатства их личностей), а не просто обучающего и обучающегося, хотя обучение и свело их на уроке друг с другом. Движущими силами общения должны быть две стороны и взрослые и дети. По обе стороны диалога находятся и творцы, и творимые.<br />Эффективная организация обучения, взаимодействия между учителем и учеником в форме диалога, развитие диалоговых отношений требуют соблюдения определенных психолого-педагогических условий.<br />Ядро учебного диалога &mdash; диалогическое взаимодействие субъектов, благодаря которому может идти исследование, поиск, выдвижение и решение возникающих творческих задач. Необходимо учить ребенка задавать вопросы. Надо научить ученика задавать вопросы и задаваться вопросами, действительно важными и значительными для него, так как учебный диалог становится более продуктивным, когда обсуждаются вопросы, возникающие в логике развития мышления самого ребенка.<br />Выстраивать учебный процесс в логике диалога умеет лишь педагог, принявший идеи личностно - ориентированный парадигмы обучения.<br />Диалоговые отношения формируют &laquo;сообщество исследователей&raquo;, в котором у участников образовательного процесса изменяются функции: из системы &laquo;информация &mdash; учитель &mdash; ученик, повторяющий информацию&raquo;, строится система сократовского диалога, точки полилога, системы коллективного поиска истины. Учитель &mdash; соратник коллективного поиска, его цель &mdash; стимулировать и облегчить поиск учителя, создать условия для разработки технологии мысли и тем самым &laquo;окультурить&raquo;, &laquo;опредметить&raquo; способы учебной работы.<br />Важное умение учителя &mdash; искусно работать на уроке с субъективным опытом ученика.<br />В диалогическом взаимодействии ученик &mdash; субъект, соучастник, соавтор со своими самобытными и уникальными отношениями с окружающим миром. Ученик вступает в диалог с собственным &laquo;багажом&raquo; знаний, приобретенных в процессе общения и обучения с окружающими людьми и миром, т.е. ученик в учебном диалоге оказывается и промежутке культур. Сопряжение требует удерживать собственное виде&not;ние мира ребенком до поступка.<br />Учебный диалог позволяет целенаправленно обогащать речь школьников, способствует усвоению образцов речи учи&not;теля, коррекции речевых действий учащихся.<br />Диалог ставит ученика в условия, позволяющие более глубоко переработать предложенный материал, найти собственные речевые выражения, где учитель добивается, чтобы речь учащихся была логически последовательной, точной, лаконичной, доказательной и вместе с тем выразительной.<br />Диалог позволяет учащимся:<br />- совершенствовать логику изложения мысли, точность выражения, ясность, системность, лаконизм, богатство словарного запаса;<br />- обогащать экспрессивные стороны речевой деятельности, которые создают эмоциональную атмосферу, придают эмоциональный тонус речевой деятельности и развивают выразительность, образность, эмоциональность, правильную интонацию;<br />- более эффективно овладеть литературными нормами современного языка;<br />- стимулировать, способности к саморазвитию, самореализации &ndash; развивать свой творческий потенциал.</p><p align="right">Учитель русского языка и литературы</p><p align="right">Ирина Юрьевна Нор</p>