Знак святости и верности всему —
Так люди сами издавна решили,
И эти качества присвоили ему.
Наша средняя школа № 2 в 2022-2023 учебном году отмечает 25-летие. Она расположена в зелёной зоне, посадка которой началась в 1999 году. Были высажены первые деревья: рябины, березы, яблони, черемуха, акации. В 2009 году: боярышник, пирамидальные тополя, карагач. В этом же году на территории школы была организована дендрологическая площадка, которая включила в себя газоны с зелеными насаждениями, цветники около памятников и при главном входе здания. Каждый год проводится акция «Аллея выпускников». Мы, учащиеся 3 А класса, вырастили саженцы дубков. Как известно, именно дуб является одним из рекордсменов по количеству выделения кислорода в атмосферу, к тому же дуб – растение-долгожитель.
Наступила осень. Что делать с дубочками? Мы обратились за советом к заместителю директора СОШ №2 по общим вопросам Виктории Викторовне. Она предложила высадить наших питомцев на дендрологической площадке. И 24 сентября наши дубки обрели новое место жительства.
Учащиеся 3 А класса МБОУ СОШ № 2
]]>в мероприятиях различного уровня за 2020-2022 уч. год
№ п\п |
Уровень |
Название мероприятия (конкурс, проект, олимпиада и т.д.) |
Ф.И.О. педагога |
Результат
|
||||
Всероссийские |
Очные |
|
|
|
||||
Заочные и дистанционные |
Всероссийский конкурс экологических проектно-исследовательских работ «Тэко-Старт»
Всероссийский Экологический диктант
Всероссийский конкурс «Экология-дело каждого»
Всероссийский фестиваль Nayka0+
Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по экологии |
СосновскихТ.Б
СосновскихТ.Б
СосновскихТ.Б
СосновскихТ.Б
СосновскихТ.Б |
Благодарность
Диплом 1 степени
Диплом победителя
Участник Грамота участники 15 человек |
|||||
Окружные (Региональные) |
Очные |
Открытый окружной конкурс «Благославляю вас, леса»- экос-участник
|
СосновскихТ.Б |
Участник |
||||
Городские (Муниципальные) |
Очные |
Городская конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» Городская Экологическая конференция старшеклассников
Х городская конференция среди обучающихся и студентов «Теория и практика общественногоздоровья » |
СосновскихТ.Б
СосновскихТ.Б
СосновскихТ.Б |
Участник
Участник
Участник
|
|
|||
|
|
|
|
|
||||
Информация об участии обучающихся образовательного учреждения (МБОУ СОШ № 2)
в мероприятиях различного уровня за 2020-2022 уч.год
№ п\п |
Уровень |
Название мероприятия |
Ф.И.О. обучающегося, класс |
Результат |
|
Всероссийские |
Заочные и дистанционные |
Заочный этап Всероссийского конкурса «Планета – наше достояние» 2020 год |
Теплякова Анна, 10кл СосновскихТ.Б |
призер |
|
Окружные (Региональные) |
Заочные и дистанционные |
Региональный этап XVIII Всероссийского детского экологического форума «Зелёная планета 2020» (Сквер Победы) |
Экологическое объединение «Экос» СосновскихТ.Б |
участник |
|
Окружные (Региональные) |
Очные |
Открытый окружной конкурс «Благославляю вас, леса» 2020 год |
Хазицкая К.10 кл/ СосновскихТ.Б |
призер |
|
|
Городские (Муниципальные) |
Очные |
Городская конференция молодых исследователей «Шаг в будущее» 2020 год
|
Кулиш Анжелика, 6А/ СосновскихТ.Б
|
призер
|
Городская Экологическая конференция старшеклассников 2020 год |
Кулиш Анжелика, 6А/ СосновскихТ.Б |
участник |
|||
Городская Экологическая конференция старшеклассников 2021 год
|
Мнацаканян Э. 11 кл/ СосновскихТ.Б
|
участник
|
|||
Х городская конференция среди обучающихся и студентов «Теория и практика общественногоздоровья »2021 год
|
Магомедгаджиева А.10 кл/ СосновскихТ.Б |
участник
|
|||
Муниципальный этап окружного конкурса экологических листовок «Сохраним природу и культуру Югры» 2022год |
Оленева Е 11 кл./ Сосновских Т.Б. |
призер |
]]>
В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Существует две группы факторов, которые влияют на здоровье:
— внутренние (педагогические, физиолого-гигиенические, психологические);
— внешние (экологические, экономические, социальные).
По данным Государственного доклада «О состоянии здоровья детей в РФ» сообщается, что за период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза.
Мы, взрослые, привыкли считать, что для детей самое важное — это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями, если он не умеет бороться с недугом. Очевидно, что только медицинские нововведения не могут в полной мере обеспечить существенного улучшения детского здоровья, если не произойдут определенные изменения на уровне образовательных учреждений в организации учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика многое. Свою деятельность педагог должен построить так, чтобы обучение и воспитание детей в учреждении не наносило ущерба здоровью. Ведь только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть образовательной программой.
И, вполне закономерно, что именно задачи сохранения здоровья стали приоритетными в программе модернизации российского образования в последние годы. Для их решения в образовательном процессе используются здоровьесберегающие технологии.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией обучения, по мнению В.Д. Сонькина, следует понимать модель педагогической деятельности, в которой раскрываются способы реализации учебных программ, взаимодействие педагога с обучающимися при использовании разнообразных форм, методов и средств обучения с целью наиболее эффективного достижения обучающимися государственного образовательного стандарта при одновременном сохранении и укреплении здоровья.
Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:
Сохранение и укрепление здоровья, как во время непосредственной образовательной деятельности, так и в неурочное время особенно важны для детей с ограниченными возможностями здоровья. Эти дети, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, легкая возбудимость, заторможенность, отсутствие длительных волевых усилий и т. д.
Поэтому дефектологам , работающим с такими детьми, приходится исправлять не только дефект, но и нормализовать психическое и физическое состояние ребёнка. Решению этой задачи помогает использование здоровьесберегающих технологий. Неслучайно коррекционную педагогику называют ещё и лечебной.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем XXI века.
Имея большой опыт работы с разными группами детей с ОВЗ различных нозологий, можно сделать вывод, что положительно на здоровье детей влияют следующие факторы:
- двигательная активность;
- психологическое здоровье школьника;
- правильно организованный характер процесса обучения;
Образовательный процесс обучения детей с ОВЗ в школе нужно организовать так, чтобы не нанести ущерб здоровья ребенку, а наоборот сохранить его.
Педагогические здоровьесберегающие технологии, которые могут быть использованы в работе учителя-дефектолога. Их можно выделить в три подгруппы:
• технологии сохранения и стимулирования здоровья (динамические паузы, ритмопластика, логоритмика, подвижные и спортивные игры, физкультминутки, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика);
• технологии обучения здоровому образу жизни (игротренинги и игротерапия, коммуникативные игры, самомассаж, точечный самомассаж);
•коррекционные технологии (арт-терапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, психогимнастика, фонетическая гимнастика).
Перечень здоровьесберегающих технологий велик. Их выбор зависит от программы, по которой работает учитель-дефектолог, конкретных условий образовательного учреждения, профессиональной компетентности учителя-дефектолога, а также показаний заболеваемости детей.
При этом можно сказать, что в результате использования здоровьесберегающих технологий учителем-дефектологом у детей:
- повышается обучаемость, дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
- улучшаются психические процессы (память, внимание, мышление);
- снимается эмоциональное напряжение, страхи, агрессивность и тревожность;
- развивается умение действовать в соответствии с усвоенными правилами;
- обогащается положительная эмоциональная сфера;
- корректируется поведение, и преодолеваются психологические трудности.
Как отмечалось выше одним из главных критериев сохранения здоровья обучающихся, является правильно организованный характер процесса обучения.
Основным элементом процесса обучения является урок.
Важно в структуре урока применять следующие элементы здоровьесберегающих технологий:
1. Положительный эмоциональный настрой на уроке; (Зарядка)
2. Оптимальный темп ведения урока (избежание «скомканности», задержки учащихся в классе после звонка.)
3. Подача материала доступным рациональным способом;
4. Наглядность. (ИКТ)
5. Смена видов деятельности (читаю, слушаю, говорю, думаю, рассуждаю, пишу и т. д.)
6. Физкультминутки, динамические паузы.
7. Дифференцированный подход в обучении.
8. Игра, игровые моменты.
9. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, формирование отношения человека к своему здоровью как к ценности; санитарно – гигиенические условия.
10. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности: внешняя мотивация – оценка, похвала, поддержка, соревнование; внутренняя мотивация – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
Задача учителя-дефектолога не только использовать в своей деятельности, при проведении коррекционно-развивающих занятий здоровьесберегающие технологии, а быть во главе всех мероприятий в школе, направленных на овладение всеми педагогами данных технологий.
Правильно организованные занятия учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий позволяют сохранить уровень их здоровья и повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.
Литература
]]>
Здравствуй, солдат!
Пишет тебе ученик 4Б класса Воронцов Дима.
Прошло много времени после войны, но люди помнят вас – защитников Родины! Ты - тот, кто, терпя усталость, голод и видя смерть, поднимался в бой…Ты – тот, кто теряя близких, родных, продолжал идти к Великой Победе. Той победе, которую сам не увидел, но которой не было бы без тебя…
Вы отдали свои жизни ради нас. Я очень ценю твой боевой дух, твою храбрость. И с гордостью мы вспоминаем нашу Великую Победу! Сейчас Победа – это мир без войны, красивые большие города, чистое мирное небо, счастливые детские голоса и радостный смех!
Спасибо вам за то, что вы были до конца преданы Родине! И мне хочется сказать: БОЛЬШОЕ СПАСИБО!
Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен!
Воронцов Дмитрий, 4Б класс МБОУ «СОШ №2»
Здравствуй, солдат!
Пишет тебе ученик 4Б класса Маматкулов Озодбек.
Много лет прошло с тех страшных событий…
Но помнит земля, но помнят потомки своих защитников!
Мы не забудем героизм советского солдата!
Мой герой.
Враг напал на страну,
Ты пошёл защищать
И себя, и родню,
Нашу Родину-мать!
Лейтенант, командир, партизан, офицер-
Каждый грудью стоял за СССР!
Ты болел, голодал,
Ты страдал, умирал!..
Но не предал страну-
Фашист не растерзал!
Ты в окопах лежал,
Замерзал, умирал…
Но героем держался –
До конца ты стоял!
Пройдут года, и стану взрослым я,
Но не забуду впредь и никогда,
Кто дал мне счастье – быть рожденным на Земле
Под мирным небом в героической стране!
И буду детям я и внукам повторять:
Не забывайте тех,
Кто смог такое даровать!
Маматкулов Озодбек, 4Б класс МБОУ «СОШ №2»
]]>Наш класс поздравил с профессиональным праздником ветерана Сенькову З.М.
И эта очередная сентябрьская суббота не стала исключением.
4Б класс принял участие в акции «Мы за безопасный интернет». Ребята рисовали рисунки на эту тему. Одна группа ребят решили нарисовать плакат.
]]>
К участию в Соревнованиях по спортивному многоборью допускаются классы-команды муниципальных общеобразовательных организаций. В состав команды включаются обучающиеся одного класса одной общеобразовательной организации в составе 16 человек, в том числе 12 участников (6 юношей, 6 девушек) + 2 запасных и 2 руководителя. Один из руководителей должен быть учителем физической культуры.
Соревнования по спортивному многоборью проводились с 10 по 18 марта 2021 года.
Спортивное многоборье (тесты) включает в себя:
Челночный бег 3х10 м (с кубиками).
Проводится на ровной дорожке длиной не менее 12-13 м. Отмеряют 10-метровый участок, начало и конец которого отмечают линией (стартовая и финишная черта). Участник становится за стартовую линию, принимает исходное положение (низкого, высокого) старта. По команде «Марш!» (с одновременным включением секундомера) берет кубик, бежит до финишной линии, кладет кубик (на линию или за линию) возвращается к линии старта за 2-м кубиком. Затем берет 2-й кубик и бежит в сторону финишной линии, положить кубик (на линию или за линию). Секундомер останавливают в момент касания 2-ого кубика линии «Финиш». Время фиксируется с точностью до 0,1 сек.
Ошибки:
1) бросать кубика;
2) кубик поставлен перед линией «Финиш».
Подтягивание на перекладине (юноши).
Участник с помощью судьи принимает положение виса хватом сверху. Подтягивается непрерывным движением так, чтобы его подбородок оказался над перекладиной. Опускается в вис. Самостоятельно останавливает раскачивание и фиксирует на 0,5 сек. видимое для судьи положение виса. Не допускается сгибание рук поочерёдно, рывки ногами или туловищем, перехват руками, остановка при выполнении очередного подтягивания. Пауза между повторениями не должна превышать 3 сек.
Сгибание и разгибание рук в упоре «лежа» (отжимание) (девушки). Исходное положение - упор лежа на полу. Голова, туловище и ноги составляют прямую линию. Сгибание рук выполняется до касания грудью предмета высотой не более 5 см, не нарушая прямой линии тела, а разгибание производится до полного выпрямления рук при сохранении прямой линии тела. Дается одна попытка. Пауза между повторениями не должна превышать 3 сек. Фиксируется количество отжиманий при условии правильного выполнения упражнения.
Подъем туловища из положения «лежа на спине».
Выполняется на гимнастических ковриках. Исходное положение - лёжа на спине, руки за головой, пальцы в замок, ноги согнуты в коленях, ступни закреплены. Фиксируется количество выполненных упражнений до касания локтями коленей, в одной попытке за 30 сек.
Прыжок в длину с места.
Выполняется с места двумя ногами от стартовой линии с махом рук. Длина прыжка измеряется в сантиметрах от стартовой линии до ближнего касания ногами или любой частью тела. Участнику предоставляется три попытки.
Наклон вперед из положения «сидя».
На полу обозначается центровая и перпендикулярная линии. Участник, сидя на полу, ступнями ног касается центровой линии, ноги выпрямлены в коленях, ступни вертикальны, расстояние между ними составляет 20-30 см. Выполняется три наклона вперед, на четвертом фиксируется результат касания и фиксации (не менее 2 сек.) кончиков пальцев на перпендикулярной мерной линии. Сгибание ног в коленях не допускается.
График выступлений классов-команд МБОУ СОШ №2
Класс |
Дата проведения |
Место проведения |
Руководитель команды |
5 класс |
10.03.2021 |
МБОУ СОШ №1 |
Курносов М.С. |
6 класс |
15.03.2021 |
МБОУ СОШ №7 |
Кулябко Ю.Г. |
7 класс |
12.03.2021 |
МБОУ СОШ №2 |
Кулябко Ю.Г. |
8 класс |
16.03.2021 |
МБОУ СОШ №3 |
Кулябко Ю.Г. |
9 класс |
17.03.2021 |
МБОУ СОШ №5 |
Курносов М.С. |
10 класс |
18.03.2021 |
МБОУ СОШ №8 |
Курносов М.С. |
12 марта 2021 г. ребята 7 «А» класса достойно выступали в стенах родной школы и завоевали III место.
16 марта 2021 г. ребята 8 «А» класса выступали в МБОУ СОШ №3 и также показали хороший результат заняв III место.
Учащиеся МБОУ СОШ №2, занявшие место в личном первенстве:
Александр К. учащийся 5«А» класса набравший 244 балла занял I место.
Матвей С. учащийся 7«А» класса набравший 231 балл занял II место.
Ксения А. учащаяся 7«А» класса набравшая 205 баллов заняла III место.
Поздравляем ребят 7 «А» и 8 «А» классов с заслуженными призовыми местами и ребят показавших лучшие результаты в личном первенстве. Так же поздравляем учителей физической культуры Кулябко Ю.Г. и Курносова М.С. за подготовку учащихся. Желаем ребятам не останавливаться на достигнутом, стремиться улучшить свои показатели и на следующий год показать более высокие результаты.
Кулябко Ю.Г., Курносов М.С.
]]>Формирование умений и навыков решения арифметических задач у детей с ОВЗ. Опыт работы.
Учитель-дефектолог МБОУ СОШ №2 Москвина В.В.
Арифметические задачи в курсе математики для обучающихся с ОВЗ занимают значительное место. Почти половина времени на уроках математики отводится решению задач. Это объясняется большой коррекционно-воспитательной и образовательной ролью, которую они играют при обучении школьников с ОВЗ.
Решение арифметических задач помогает раскрыть основной смысл арифметических действий, конкретизировать их, связать с определенной жизненной ситуацией. Задачи способствуют усвоению математических понятий, отношений, закономерностей, в этом случае они, как правило, служат конкретизации этих понятий и отношений, так как каждая сюжетная задача отражает определенную жизненную ситуацию.
При решении задач у таких школьников развивается произвольное внимание, наблюдательность, логическое мышление, речь, сообразительность. Решение задач способствует развитию таких процессов познавательной деятельности, как анализ синтез, сравнение, обобщение.
В процессе решения, обучающиеся учатся планировать и контролировать свою деятельность, овладевают приемами самоконтроля (проверка задачи, прикидка ответа, решение задачи разными способами и т. д.), у них воспитывается настойчивость, воля, развивается интерес к поиску решения задачи.
Велика роль решения задач, в подготовке обучающихся с ОВЗ к жизни, к их дальнейшей трудовой деятельности. Именно упражнения в решении и составлении задач помогает им видеть в окружающей действительности такие факты и закономерности, которые используются в математике. При решении сюжетных задач обучающиеся учатся переводить отношения между предметами и величинами на «язык математики».
Процесс решения арифметических задач у младших школьников с умственной отсталостью вызывает значительные трудности. В исследованиях ученых (В. В. Воронкова, Н. Ф. Кузьмина - Сыромятникова , М. Н. Перова , В. В. Эк ) установлено, что дети с такой особенностью развития не понимают смысла текста, не могут выделить из контекста условие и вопрос, определить имеющиеся и искомые числовые данные.
Причины ошибочных решений задач кроются в первую очередь в особенностях мышления этих детей.
Трудности в решении задач у обучающихся с ОВЗ связаны с недостаточным пониманием предметно-действенной ситуации отраженной в задаче, математических связей и отношений между числовыми данными, а также между данными и искомыми.
Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью, вследствие нарушения у них всех компонентов познавательной деятельности, решение задач относится к наиболее сложным видам работы и поэтому зачастую является самым «нелюбимым», нежеланным занятием. Дети не понимают, зачем им надо решать задачи, какая от них польза. Испытывают негативные эмоции и страх.
Мотивы детей с нарушением интеллекта бедны по содержанию. Кроме того, у таких детей недостаточно развита любознательность, низка потребность в приобретении знаний.
Поэтому очень важно не пропустить первый этап подготовки к решению задач, и важна в этом направлении работа дефектолога, который развивает познавательную деятельность ребенка. Расширяет кругозор при знакомстве с различными темами: транспорт, овощи - огород, фрукты - сад, город, школа, магазин, животные и др.
В своем докладе я не затрагиваю методику преподавания решения арифметических задач. Учителям, обучающих детей с интеллектуальной недостаточностью, повезло, у них есть «Методика преподавания математики в коррекционной школе», которая является уже много лет настольной книгой для педагогов, где подробно описаны все приемы обучения математике с 1 по 9 классы. Её автор Перова Маргарита Николаевна, это корифеи нашей советской педагогики.
В методике работы над любой арифметической задачей можно выделить следующие этапы: 1) работа над содержанием задачи; 2) поиск решения задачи; 3) решение задачи; 4) формулировка ответа; 5) проверка решения задачи; 6) последующая работа над решенной задачей.
Мы с вами разберем только первый этап. Хочу отметить, что данные приемы актуальны и для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, и с расстройствами аутистического спектра, с ЗПР, так же, их можно использовать и при работе с дошкольниками нормой.
Чтобы замотивировать обучающихся с ОВЗ решать задачи, прежде всего, необходимо сделать так, чтобы все этапы решения задачи были им доступны и понятны. Поэтому очень важна помощь дефектолога на подготовительном этапе. И начинать работу необходимо буквально с определения понятия, что же такое задача. Примерно с такого диалога можно начать знакомство:
- Ребята, а вы любите рассказы? А про что вы любите рассказы? Проводится небольшая беседа: рассказы про животных, про ребят.
- Ребята, а загадки вы любите? (Идет беседа о загадках, можно задать несколько легких загадок, чтобы создать ситуацию успеха).
- Представляете, в математике тоже есть небольшие рассказы, но не простые, а с загадками. Эти рассказы называются задачи. А отгадать загадку, это значит решить задачу и найти ответ.
Задача похожа на рассказ, в ней тоже есть главные герои и происходит какое -то действие, например, «на столе лежало три яблока», затем, «одно яблоко забрали» произошло действие. Теперь ваша задача подумать, посчитать и, разгадать загадку, то есть ответить на вопрос «Сколько яблок осталось на столе?» Только когда будете искать ответы, в задачах, надо использовать действия сложения, вычитания, а так же в классах постарше, умножения и деления. В отличие от загадки в задаче всегда в ответе получается число!
- Согласитесь, как скучно бы было на уроках математики, если бы мы только решали примеры, вот и придумали разные загадки - задачи, чтобы вам было интересно, вы очень хорошо можете отгадать любую загадку, я в этом сегодня убедилась. А кто будет затрудняться в решении задач, поможем.
Дети должны воспринимать задачу не как набор слов и предложений, записанных на доске или в учебнике, а как рассказ, взятый из реальной жизни, из игры, книги, мультфильма и предложенный детям для разрешения важного вопроса.
На этом этапе можно составить схему - замену, объяснить ребятам, что поскольку мы на уроке математики, то и слова у нас будут специальные. математические. Рассказ мы заменим словом «задача», а про что говорится в задаче, назовем «условие задачи», загадку мы заменим словом «вопрос» и начинаться он будет со слова «Сколько?».
Далее последовательно идет работа вот по этой схеме над каждой составляющей задачи, усложняясь.
Как правило, на этом этапе обучения не все дети умеют читать, поэтому опору делаем на наглядность и устную работу.
Отрабатываем две составляющие: Условие задачи и Вопрос - ? (сразу сопровождаем знаком вопроса для визуального восприятия, это пригодится при составлении краткой записи.)
Очень важно научить детей отличать текст задачи от обычного текста, загадки, рассказа. Для отработки этого умения используются следующие упражнения.
Карточка 1. Среди двух текстов найди задачу и докажи, что это задача: «На одной ветке сидят 5 синичек, а на другой 3» и «Лягушка поймала 7 мух и 4 стрекозы. Сколько всего насекомых поймала лягушка?» (Первый текст задачей не является, так как в нем нет вопроса.)
(слайд 8)
Карточка 2. Определи неверную задачу и исправь ошибку: «Белка сорвала в лесу 3 белых гриба, а подосиновиков 5. Куда белка положила грибы?» и «От волка убегали два зайца и лиса. Сколько животных убегало от волка?» (В первом случае вопрос сформулирован неверно.)
(слайд 9)
Карточка 3. Среди двух текстов, содержащих вопрос, найди задачу и докажи, что это задача: «Четыре братца под одной крышей живут. Что это?» и «В лубяном домике жили 5 братьев-зайцев, а в ледяном – 3 лисички-сестрички. Сколько животных жило в двух домиках?» (Первый текст является не задачей, а загадкой.)
Условие - это информационная часть, делим на две составляющие «Было», это «место» где и что происходит, Стало «событие» - что произошло и третья часть Вопрос?
На практике очень часто приходится сталкиваться с тем, что дети в силу своих интеллектуальных нарушений просто не понимают содержания задачи, не знают некоторые слова, (фермер, пришкольный участок) обороты речи. Добавьте сюда не очень хорошую технику чтения. Посмотрите на задачу глазами умственно отсталого ребенка: сначала перед его взором, а затем в сознании предстает такая картина — безличный текст с непонятными словами, в котором встречаются отдельные знакомые слова и цифры. Ясно, что такая задача вызовет лишь беспокойство и раздражение, а порой и отторжение. Нужно добиться полного понимания каждым учеником смысла слов и содержания задачи в целом.
Работа над отдельными словами и выражениями должна вестись не тогда, когда учитель знакомит учащихся с содержанием задачи, а раньше, до предъявления задачи, иначе словарная работа разрушает структуру задачи, уводит учащихся от понимания арифметического содержания задачи, зависимости между данными.
Эту работу тоже может взять на себя дефектолог. Заранее просмотрев задачи в учебнике, и выписав наиболее часто встречающиеся «места», где происходят события в задачах. Поработать над расширением словарного запаса и понимания смысла слов.
Карточка 1.Что это?
Гараж Огород Магазин Склад Клумба Сад
Школьная столовая Класс Аквариум Река Полка Автобус
Дерево Ваза.
На первых порах важно использовать наглядные образы,
Карточка 2. Вы зашли в…Что там происходит?
В гараже – (стоят машины, уезжают, приезжают)
В огороде - (растут овощи) Какие овощи вы знаете?
В магазине - (покупают продукты, продают, привозят)
На складе – (привозят товар, увозят)
На клумбе – (растут цветы) Какие цветы вы знаете?
В саду - (растут фруктовые деревья) Какие фруктовые деревья вы знаете?
В классе - (учатся дети)
В аквариуме - (плавают рыбки)
На реке - (плавают утки, лодки, гуси, рыба)
На полке - (стоят книги, игрушки, стаканы, тарелки)
В вазе - (лежат конфеты, яблоки, апельсины)
Работаем над событиями, которые происходят в задаче. На начальном этапе обучения задачи простые, в одно действие на сложение и вычитание, поэтому в них не используются специальные слова «на больше», «на меньше», с ними будем знакомиться позже.
А пока такие: «На дереве сидело 5 птичек, две улетели. Сколько осталось?», Детям не всегда понятны слова: улетели, приехали, купили и др.
Необходимо их дифференцировать, показать, что чего-то или кого-то стало больше или меньше, это умение очень важно отработать как дефектологу, так и учителю на уроке. Лучше работу проводить фронтально с классом, учитель задает вопрос, ребята придумывают варианты, слабые дети, слушают и по аналогии отвечают, и расширяют свой словарный запас. Важно учителю вовремя исправить неверный ответ, как правило, их бывает большое количество.
Карточки демонстрируют отработку этих умений.
Карточка 3.Подумайте и допишите слова, которые показывают, что чего-то или кого-то стало больше.
Птицы - прилетели
Продукты - купили
Цветы – расцвели
Утки – приплыли
Шарики – надули
Кружочки – нарисовали
Конфеты – купили
Машины – приехали
Грибы - выросли
Карточка 4.Подумайте и допишите слова, которые показывают, что чего-то или кого-то стало меньше.
Птицы - улетели
Продукты - съели
Цветы – сорвали
Утки – уплыли
Шарики – лопнули
Кружочки – убрали
Конфеты – забрали
Машины – уехали
Грибы – сорвали
Карточка 4.Подумайте и допишите слова, которые показывают, что чего-то или кого-то стало меньше и больше.
|
Стало меньше |
Стало больше |
Пассажиры |
вышли |
зашли |
Утки |
уплыли |
приплыли |
Снеговики |
растаяли |
слепили |
Яблоки |
сорвали |
выросли |
Продукты |
продали, съели |
купили |
Книги |
убрали |
поставили |
Учимся соотносить действия, подготавливаемся к решению задач, стало больше, ставим +, стало меньше, ставим –
Карточка 5.Поставьте +, если стало больше, - если стало меньше.
зашли |
+ |
вышли |
- |
уплыли |
- |
выросли |
+ |
сорвали |
- |
продали, съели |
- |
убрали |
- |
слепили |
+ |
растаяли |
- |
приплыли |
+ |
купили |
+ |
поставили |
+ |
Игра со словами «Стало больше», «Стало меньше», разложить правильно слова. Можно использовать при индивидуальной работе и в парах.
зашли |
приехали |
вышли |
уехали |
уплыли |
забрали |
вырастили |
сорвали |
сорвали |
принесли |
продали, съели |
расцвели |
убрали |
растаяли |
слепили |
убежали |
растаяли |
прилетели |
приплыли |
продали |
купили |
испекли |
поставили |
нарисовали |
Проработали слова, показывающие, что чего-то или кого-то стало больше или меньше, переходим к вопросу.
Объясняем смысл слов, используемых в вопросе, и условии «вместе», «всего», «осталось», «стало», «было», «поровну», «в каждом», «одновременно», «столько же». Специальные слова «на больше», «на меньше».
Разбор условия задачи представляет для детей с ОВЗ важный этап обучения. Эти дети слабо осуществляют перенос усвоенного способа решения при предъявлении им другой задачи. В работе над словами, влияющими на выбор арифметического действия, следует показать детям, что и в составных задачах, и в простых одно отдельно взятое слово еще не определяет выбор действия – для этого нужен внимательный и всесторонний анализ жизненной ситуации, описанной в задаче. Следует приучать производить анализ даже самой легкой задачи.
Важно обучающимся поработать с этой схемой Было-Стало-Вопрос? Дать возможность детям самим придумать задачи, показать картинку и предложить ребятам определить, про что или про кого можно составить задачи
Для читающих детей приготовить разрезные карточки, где необходимо составить задачу из трех частей. Возможно, объединить 2-3 задачи и подобрать правильно все составляющие.
Карточка 1. Составьте задачи.
В вазе лежало 5 конфет,
|
3 конфеты забрали.
|
Сколько конфет осталось в вазе? |
У Вани 3 шарика,
|
у Лизы столько же. |
Сколько шариков у них вместе? |
На полке стояли 8 книг,
|
поставили еще 2. |
Сколько книг стало на полке? |
Как показывает практика, грамотная работа учителя, совместно с дефектологом на первоначальном этапе позволяет успешно усвоить навыки решения арифметических задач обучающихся с ОВЗ, пробудить их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать познавательную деятельность.
Список литературы:
1. Перова М. Н. Преподавание математики в коррекционной школе / М. Н. Перова. ‒ М.: Просвещение, 2015. – 256 с.
2. Перова М. Н. Методика преподавания математики в специальной (коррекционной) школе VIII вида. ‒ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. ‒ 408 с.
3. Эк В. В. Обучение математике учащихся младших классов вспомогательной школы. ‒ М., 1990.
4. Шипицина Л. М. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта / Л. М. Шипицина.‒ СПб.: Образование.
]]>