Warning: session_start() [function.session-start]: open(/tmp/sess_615f35d722a2a292dbe1f9f42e6a68e4, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 426
Методические рекомендации классным руководителям по профилактике агрессивного поведения учащихся

Методические рекомендации классным руководителям по профилактике агрессивного поведения учащихся

от . Опубликовано в Психолог школы - Педагогам

ВИДЫ АГРЕССИИ

По направленности на объект

Гетероагрессия – направленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т. д.

Аутоагрессия – направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания.

По причине появления

Реактивная агрессия – представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.)

Спонтанная агрессия – появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях).

По целенаправленности

Инструментальная агрессия – совершается как средство достижения результата: ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку.

Целевая (мотивационная) агрессия выступает как заранее спланированное действие, цель которого – нанесение вреда или ущерба объекту.

По открытости проявлений

Прямая агрессия – направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое проявление неприязни, применение физической силы или угрозы расправы и пр.

Косвенная агрессия – обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии (они более доступны, и проявление агрессии в их адрес безопасно): пинает дверь, ломает вещи, при неудачах в школе конфликтует в семье.

По форме
проявления

Вербальная – выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику

Экспрессивная – проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику

Физическая – прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику

 

Тревожны, неуверенны в себе, напряжены, обидчивы. Внешне скованы, но при близком знакомстве общительны. Мнительны.

Решительны, склонны к риску, самоуверенны, демонстрируют свое доминирование, несдержанны, не придерживаются этических норм, лживы.

 

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКОНОВЕНИЯ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ

1. Заболевание центральной нервной системы.

2. Агрессивность как средство психологической защиты.

Всем известно, что у взрослых существует такая поговорка: «Лучшее средство защиты – это нападение». Чаще всего они защищаются от сознательного или бессознательного неприятия их родителями или другими членами семьи, и тогда их агрессивность служит лишь проявлением гораздо более серьезного и тяжелого по своим последствиям нарушения – отсутствия «базового доверия к миру». (Появление 2-го ребенка; отсутствие внимания со стороны родителей; развод родителей).

3. Агрессивность как следствие нарушения семейного воспитания.

  • Неприятие детей родителями.
    • Безразличие  или враждебность со стороны родителей.
    • Разрушение эмоциональных связей в семье ( частые ссоры между родителями, ссоры между ребенком и родителями ).
    • Неуважение к личности ребенка (некорректная и нетактичная критика, унизительные замечания).
    • Чрезмерный контроль или полное отсутствие его.

Жестокий характер матери или отца (в качестве наказания - моральная изоляция, лишение ребенка родительской любви. Результатом такого воспитания станет направленное на окружающих (детей и взрослых) агрессивное поведение. Его агрессия – это завуалированный протест против существующего положения вещей, неприятие ребенком ситуации подчинения, выражение несогласия с запретами. Ребенок пытается защитить себя и формой защиты он выбирает нападение. Он смотрит на мир настороженно, не доверяет ему и защищается даже тогда, когда никто и не думает на него нападать).

  • Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.
  • Запрет на  физическую активность.
  • Отказ в праве на личную свободу (отсутствие «личного уголка», чтение записных книжек ребенка, решение всех проблем и вопросов родителями).

 

Рекомендации по взаимодействию с агрессивным ребенком

 

ü  При взаимодействии с ребенком рекомендуется доброжелательный, спокойный и доверительный стиль.

ü  Вовлечение в организацию различных мероприятий.

ü  Акцентирование внимания на успехах.

ü  Обсуждение совершенных поступков и их причин.

ü  Объективное оценивание случившихся конфликтов.

ü  Повышение самооценки «изолированных» и «пренебрегаемых» детей.

ü  Направление агрессии в «нужное русло», создание  условий для лидерства, проявления себя.

ü  Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.

ü  Выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно…»).

ü  Иногда, позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).

ü  Снижение напряжения ситуации, контроль за собственными негативными эмоциями.

 

Педагог-психолог

Е.Ю. Верещагина