Методические рекомендации классным руководителям по профилактике агрессивного поведения учащихся
ВИДЫ АГРЕССИИ
По направленности на объект |
Гетероагрессия – направленность на окружающих: убийства, изнасилования, нанесение побоев, угрозы, оскорбления, ненормативная лексика и т. д. |
Аутоагрессия – направленность на себя: самоуничижение вплоть до самоубийства, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания. |
|||
По причине появления |
Реактивная агрессия – представляет собой ответную реакцию на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.) |
Спонтанная агрессия – появляется без видимой причины, обычно под влиянием каких-то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психических заболеваниях). |
|||
По целенаправленности |
Инструментальная агрессия – совершается как средство достижения результата: ребенок, громко требующий от матери, чтобы она купила ему игрушку. |
Целевая (мотивационная) агрессия выступает как заранее спланированное действие, цель которого – нанесение вреда или ущерба объекту. |
|||
По открытости проявлений |
Прямая агрессия – направляется непосредственно на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое проявление неприязни, применение физической силы или угрозы расправы и пр. |
Косвенная агрессия – обращается на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждения и раздражения, но более удобные для проявления агрессии (они более доступны, и проявление агрессии в их адрес безопасно): пинает дверь, ломает вещи, при неудачах в школе конфликтует в семье. |
|||
По форме |
Вербальная – выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых прямо говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику |
Экспрессивная – проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой, интонацией голоса и пр. В таких случаях человек делает угрожающую гримасу, машет кулаком или грозит пальцем в сторону противника, громко извергает ненормативную лексику |
Физическая – прямое применение силы для нанесения морального и физического ущерба противнику |
||
|
Тревожны, неуверенны в себе, напряжены, обидчивы. Внешне скованы, но при близком знакомстве общительны. Мнительны. |
|
Решительны, склонны к риску, самоуверенны, демонстрируют свое доминирование, несдержанны, не придерживаются этических норм, лживы. |
||
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКОНОВЕНИЯ ДЕТСКОЙ АГРЕССИВНОСТИ
1. Заболевание центральной нервной системы.
2. Агрессивность как средство психологической защиты.
Всем известно, что у взрослых существует такая поговорка: «Лучшее средство защиты – это нападение». Чаще всего они защищаются от сознательного или бессознательного неприятия их родителями или другими членами семьи, и тогда их агрессивность служит лишь проявлением гораздо более серьезного и тяжелого по своим последствиям нарушения – отсутствия «базового доверия к миру». (Появление 2-го ребенка; отсутствие внимания со стороны родителей; развод родителей).
3. Агрессивность как следствие нарушения семейного воспитания.
- Неприятие детей родителями.
- Безразличие или враждебность со стороны родителей.
- Разрушение эмоциональных связей в семье ( частые ссоры между родителями, ссоры между ребенком и родителями ).
- Неуважение к личности ребенка (некорректная и нетактичная критика, унизительные замечания).
- Чрезмерный контроль или полное отсутствие его.
Жестокий характер матери или отца (в качестве наказания - моральная изоляция, лишение ребенка родительской любви. Результатом такого воспитания станет направленное на окружающих (детей и взрослых) агрессивное поведение. Его агрессия – это завуалированный протест против существующего положения вещей, неприятие ребенком ситуации подчинения, выражение несогласия с запретами. Ребенок пытается защитить себя и формой защиты он выбирает нападение. Он смотрит на мир настороженно, не доверяет ему и защищается даже тогда, когда никто и не думает на него нападать).
- Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.
- Запрет на физическую активность.
- Отказ в праве на личную свободу (отсутствие «личного уголка», чтение записных книжек ребенка, решение всех проблем и вопросов родителями).
Рекомендации по взаимодействию с агрессивным ребенком
ü При взаимодействии с ребенком рекомендуется доброжелательный, спокойный и доверительный стиль.
ü Вовлечение в организацию различных мероприятий.
ü Акцентирование внимания на успехах.
ü Обсуждение совершенных поступков и их причин.
ü Объективное оценивание случившихся конфликтов.
ü Повышение самооценки «изолированных» и «пренебрегаемых» детей.
ü Направление агрессии в «нужное русло», создание условий для лидерства, проявления себя.
ü Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
ü Выражение понимания чувств ребенка («Конечно, тебе обидно…»).
ü Иногда, позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты устал»).
ü Снижение напряжения ситуации, контроль за собственными негативными эмоциями.
Педагог-психолог
Е.Ю. Верещагина