Warning: session_start() [function.session-start]: open(/tmp/sess_da47b2a598fc76701273fe9f3fafdaf5, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 426
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ

от . Опубликовано в Психолог школы - Учащимся

Советы родителям: как помочь детям подготовиться к экзаменам

Тщательно изучите правила сдачи государственного экзамена.

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то у ребенок в силу своих возрастных особенностей может произойти эмоциональный срыв.

Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.

Повышайте  их уверенность в себе: чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок.

Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением.

Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.

Помочь выпускнику организовать свою подготовку к экзамену более эффективно и рационально, по возможности освободив его от повседневных обязанностей.

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних, не мешал.

Взять под контроль режим сна и отдыха ученика, чтобы не допустить переутомления.

Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д., стимулируют работу головного мозга.

Содействовать в приобретении необходимой литературы для подготовки к экзаменам.

Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучиваемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и поместить над письменным столом.

Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету. Большое значение имеет тренировка ребенка именно по тестированию, ведь форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования. Что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, дайте ему их с собой на экзамен.

Накануне экзамена обеспечьте ребенок полноценный отдых: он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Поддерживать отношения с родителями одноклассников, иногда полезно при решении проблемных ситуаций.

 

 

 

 

 

Памятка для учителя, ученики которого впревые сдают ЕГЭ

Досконально изучите правила сдачи единого государственного экзамена.

Лично попытайтесь заполнить бланки, с которыми будут работать выпускники на экзамене.

Постарайтесь чаще давать задания на уроках в тестовом варианте, для выработки навыков заполнения бланков, подобных экзаменационным.

Так как на экзамене будет запрещено пользоваться вспомогательными таблицами и наглядными пособиями, решите сами, нужны ли они сейчас на стенах вашего кабинета.

Пообщайтесь с коллегами и родителями своих выпускников по методике проведения и целесообразности единого государственного экзамена.

Говорите своим ученикам о возможных ошибках в оформлении бланков, требуйте аккуратного ведения записей в рабочих тетрадях.

Помогите каждому ученику выявить пробелы в знаниях по своему предмету, привлекая самих учащихся для взаимной проверки, а также используя различные формы контроля.

Настраивайте себя на успешную сдачу ЕГЭ, т.к. ваше эмоциональное состояние передается вашим ученикам.

Ваше трудолюбие, оптимизм и уверенность будут являться хорошим примером для окружающих.

Советы выпускнику, сдающему экзамены

Для успешной сдачи экзамена, необходимо, оценить степень своей готовности к данному испытанию, определить свои «слабые места» с целью ликвидации пробелов в знаниях.

В настоящее время в продаже имеется огромное количество пособий и справочников, которые содержат необходимую информацию для повторения.

Четко расписать по дням количество учебного материала, который нужно повторить или изучить. Для правильного распределения своих сил и времени, начинать повторение следует  с тех вопросов, которые менее интересны или вызывают у вас наибольшие затруднения.

Читать тексты, желательно, вслух, а затем пересказывать прочитанное.  Записывать важные фрагменты, что способствует более тщательной проработке содержания вопросов. Записи ведите аккуратно, для того чтобы накануне экзамена ещё раз просмотреть, проштудировать материал, необходимый для запоминания, повторения определений, терминов, формул, дат и т.п.  Вопросы, возникающие при повторении материала, записывайте отдельно, для консультаций с учителем или одноклассниками.

В последний день перед экзаменом лучше устроить себе выходной: побыть на свежем воздухе (хотя бы прогуляться перед  сном), с вечера приготовить себе всё необходимое, для того чтобы утром не опоздать на экзамен.

Спать лечь пораньше, а с утра ни в коем случае не возобновлять «зубрежку».

Вы пришли на экзамен, сели на место – успокойтесь, сосредоточьтесь и постарайтесь вникнуть в содержании вопросов. Выполнив задания,  ещё раз проверьте, правильно ли вы поняли содержание задания, соответствует ли ваш ответ вопросу.

Напоминаем: чёткий режим труда и отдыха, знание приёмов релаксации,  аутотренинга, а также вера в свои силы, поддержка родных и близких помогут вам успешно сдать экзамены.

Подготовка к экзамену

Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишни вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.

Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах.

Составь план занятий. Для начала определи: кто ты – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй внутренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться.

Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм.

Чередуй занятия и отдых: 40 минут занятий, 10 минут перерыв. Можно в это время сделать зарядку, принять душ.

Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления схем, таблиц.

Выполняй как можно больше различных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.

Тренируйся с часами в руках, засекай время выполнения тестов (на задания А в среднем уходит по 2 минуты на задание).

Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе круги триумфа.

Оставь один день перед экзаменом на то. Чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Накануне экзамена

Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену. Не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением силы, «боевого» настроя. Ведь экзамен – это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя. Показать свои возможности и способности.

В пункт сдачи экзамена ты должен явиться, не опаздывая, лучше за пол часа до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.

Не забудь правильно одеться в соответствие с экзаменом, погодой и так, чтобы было удобно.

Во время тестирования

Будь внимателен в начале экзамена: не прослушай номер аудитории, места куда тебе нужно идти.

Внимательно заполняй бланк: только печатными буквами, по образцу.

Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста.

Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

Начни  с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в свой рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия будет направлена на боле трудные вопросы.

Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому задания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект – забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание – это шанс набрать очки.

Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти-семи.

Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям («первый круг»). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными заданиями («второй круг»).

Проверь! Оставь время для проверки своей работы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять!

Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не реально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.

 

Стратегия построения ответа на экзамене.

Существует мнение, что экзамен – это лотерея. Тогда как можно объяснить тот факт, что некоторые ученики сдают экзамены почти всегда успешно, а другие часто проваливаются? И это почти при одинаковом уровне подготовленности.

Очень важно правильно выбрать стратегию построения ответа.

  • Пробежать глазами весь текст, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержаться, это поможет настроиться на работу;
  • Внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования – не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
  • Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
  • Если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

Вам помогут следующие рекомендации:

  • Проявляйте уверенность в поведении.
  • Начинайте с хорошо известного вопроса. Если начнете со второго вопроса, не спрашивайте разрешения не демонстрируйте незнание.
  • Владея общими знаниями, ко многим выводам можно придти

самостоятельно.

 

 

 

 

ОБЩИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ СТРЕССА  И КАК ИХ ПРЕДОТВРАТИТЬ

Общее утомление

Соблюдение распорядка дня:

- четко структурировать свое время: занятость, отдых, сон, прогулки на свежем воздухе;

- организация рабочего времени:  четкое планирование рабочего времени с запасом, для непредвиденных ситуаций;

- соблюдение режима сна и бодрствования, прогулки на свежем воздухе не менее 30 минут в день, сосредоточенность при подготовке;

Нервозность, переживания

Аутотренинг, самовнушение, распределение времени, планирование деятельности, прогулки

Утомление глаз

Перерывы в чтение, не читать лежа, умывание холодной водой, гимнастика для глаз, полноценный сон, питание богатое витамином А (морковь), после утомления глаз не поднимать тяжести.

Вегетативные проявления

(боли в сердце, желудке, нагрузка на сосуды)

1. Соблюдение режима дня, успокаивающий чай, прогулки, спокойная музыка

2. Правильное питание:

- режим питания;

- питание с высоким содержанием белка, включение в рацион фруктов, овощей, витаминов, исключение питания с большим содержание жира.

3. Организация рабочего места:

- соблюдать порядок на рабочем месте, чтобы все нужное лежало «под рукой»;

- сидеть так, чтобы свет правильно освещал рабочее место (желательно работать при дневном освещении);

-  сидеть за компьютером на расстоянии 50-60 см, ограничивать работу за компьютером.

МЫШЕЧНОЕ УТОМЛЕНИЕ. НАГРУЗКА НА ПОЗВОНОЧНИК

Наклоны, элементарные физические упражнения, массаж, вращение головой, наклоны, подбор правильной осанки, позы (не сдавливать грудную клетку, крупные сосуды), смена позы. Употребление пищи богатой кальцием, спать на плоской подушке, в перерывах между занятиями полежать на полу.

 

УПРАЖНЕНИЯ, ПОМОГАЮЩИЕ СНЯТЬ НАПРЯЖЕНИЕ

Гимнастика для глаз

  1. Зажмурь глаза изо всех сил, а потом открой их. Повтори 4-5 раз.
  2. Поглаживай в течении 1 минуты веки кончиками (подушечками) пальцев.
  3. Делай круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз и т.д. Повтори 10 раз.
  4. Вытяни руку вперед. Следи взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигай обратно. Повтори 5 раз.
  5. Посмотри в окно, найди самую дальнюю точку и задери на ней взгляд в течении  30 секунд.

Мышечная релаксация

  1. 1. Прими удобное положение (данное упражнение можно делать сидя и лежа).
  2. 2. Сожми руки в кулак как можно сильнее. Разожми кулаки и пошевели пальцами. Встряхни их и почувствуй расслабление.
  3. 3. Напряги мышцы ног, включая пальцы, затем икры, колени, бедра, всю ногу. Расслабь. Потряси и пошевели пальцами.
  4. 4. Напряги туловище – начни с плеч, затем перейди к груди и животу. Расслабь живот, потом грудь. Несколько раз глубоко вдохни животом, пока напряжение не пропадет. Затем расслабь поясницу.
  5. 5. Наморщи лоб. Плотно закрой глаза. Затем открой. Наморщи не надолго нос. Сожми и разожми зубы. Погримасничай, напрягая и расслабляя различные части лица.
  6. 6. Расслабься, запомни это ощущение.

Растягивание

  1. Встань прямо. Представь. Что ты тянешься вверх. Как стебель с цветком к солнцу.
  2. Глубоко вдохни. Сосредоточь внимание на точке перед собой.
  3. Закинь сомкнутые руки за голову. Затем разъедини их и вытяни к потолку. Сосредоточься на дыхании.
  4. Представь, что хочешь дотянуться пальцами до звезд.
  5. Плавно опусти руки.
  6. Дотянись до пола пальцами, не сгибаясь в коленях. Если не можешь этого сделать, наклоняйся не так близко в коленях.
  7. Выпрямись, и сделай несколько наклонов в стороны. Руки в это время в сторону и за голову. Почувствуй приятную свободу в руках и плечах.

Вверх по радуге

Одним из условий управления стрессом является умение контролировать свое состояние. Для этого существуют различные упражнения. Одно из них выполнялось в начале занятия, другое мы сделаем сейчас. Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте себе, что с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, и, выдыхая, съезжаете с нее как с горки. Вдох должен быть максимально полным и плавным, так же как и выдох. Между выдохом и следующим вдохом должна быть небольшая пауза. Повторите три раза.

ПРИЁМЫ САМОНАСТРОЙКИ И АУТОТРЕНИНГА

  • Самоприказ. Словесные  формы самоприказа играют роль пускового механизма.
  • Создайте образ ситуации экзамена, и как только появляется волнение, властным приказным тоном произнесите: «Стоп» или «Спокойно».
  • Неоднократно на протяжении дня повторяйте слово или несколько слов, которые вызывают у вас тревогу: «билет», «экзамен», «преподаватель». Этот приём необходимо использовать до тех пор, пока слово не перестанет ассоции-роваться с состоянием тревоги.
  • Представьте экзамен со всеми нюансами и многократно проиграйте модель желательного поведения. Таким образом вы сможете снизить силу переживаний и уровень тревоги.
  • Мысленное перевоплощение, вживание в образ человека, который имеет все желательные для вас качества.
  • Интеллектуализация. Можно постараться реагировать на угрожающую ситуацию безразлично, оценивая аналитически,

как предмет  для изучения или интересное явление.

  • Включение. Если человек наблюдает и переживает драматические ситуации других людей, более тягостные, чем те, которые волнуют его, он начинает смотреть на собственные трудности по – другому.
  • Если беды других людей абстрактны, возьмите за правило перед экзаменом успокаивать своего друга или подругу.

СПОСОБЫ ЭФФЕКТИВНОГО ЗАПОМИНАНИЯ

1. Естественный ход запоминания

1). Создание впечатлений. Чтобы хорошо закреплять впечатление нужно уметь хорошо сосредотачиваться. А также создавать сильные образы.

2). Наблюдение. Нужно уметь наблюдать (внимательность), затем составить о картине общее представление, а затем изучить ее в деталях (обратить внимание на мелкие детали!).

- наблюдение общей формы и объема

- наблюдение и оценка размеров и пропорций

- общая структура (вид. внешность, стиль, цвет, и т.д)

- осмотр различных частей

- осмотр маленьких деталей внутри этих частей.

 

3). Классификация: группировка исходных данных, привязывание группы к более общей группе. Обед – стакан, нож, чашка, ложка. Составление сводных таблиц, группирование предметов по какому-либо признаку. Провести анализ, в каком случае запоминается лучше.

2. Ассоциация

1). Как не забыть о том, что нужно сделать через какой-то промежуток времени. Чтобы вспомнить о том, что вам надо купить билет через 8 дней, нужно создать ассоциацию между каким-то действием, в котором у вас есть уверенность, что оно произойдет и покупкой, о которой можете забыть. Вы должны представить. то что находится рядом с вокзала. но в то же время вы можете увидеть это в других местах.

Если вы не можете найти фотоаппарат, вспомните. где последнее время вы его использовали.

 

2). Метод ассоциации картин

Как запомнить перечень названий, предметов и т.д. способом образных ассоциаций? Чтобы запомнить перечень слов, создайте серию ассоциаций, начиная с первого слова и заканчивая последним. Ассоциации должны быть странными, глупыми и комичными. Единственное правило ассоциации должны быть хорошо представлены зрительно. Удобно использовать  при изучении естественных наук, физики, географии. Например, составить список основных отраслей страны и провести ассоциации.

 

3). Мысленные картины

Представление четкой, связной картины по рассказу.

5. Повторение

Томас Аквинский: «Необходимо часто обдумывать то, что мы желаем удержать в своей памяти».

  1. 7. Закон Жоста.

Психолог Жост изучил скорость запоминания текста в зависимости от его прочтения. Он показал, что если перечитывать текст 6 раз подряд, он запомнится намного хуже, чем прочитать его с промежутком в 5 минут. Пьерон установил, что время между прочтением должно быть от 10 минут до 16 часов.

Перечитывание  с промежутком менее 10 минут является бесполезным, а при промежутке более 16 часов часть текста уже забывается.

Лучше всего, урок выученный утром в 9-10 часов, можно повторить около 15-16 часов,  а затем повторить в 18-19 часов.

Очень хорошо материал запоминается в утренние (9-11) часы и в вечерние, перед сном.