Warning: session_start() [function.session-start]: open(/tmp/sess_eb610cc7a2b4ceb19dd762e0b3dfac60, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 426
Педагогический совет на тему: ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С НИМИ

Педагогический совет на тему: ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С НИМИ

от . Опубликовано в Администрация - Внутришкольный контроль

Педагогический совет на тему: ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С НИМИ

Цели: изучить теорию вопроса; рассмотреть педагогический опыт работы с одаренными детьми некоторых учителей; обсудить возможность использования предложенных форм работы в собственной практике.

                                                                     Повестка

1. Одарённость Работа с ОД В СОШ№2. – Вахрушева М.А., заместитель директора по УМР
2. Активизация интеллектуальной деятельности учителей и учащихся через исследовательские работы и  интернет-конкурсы – Пуртова Л.Г., заместитель директора по УВР
3. Развитие креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном  процессе – Елизарова  Т.В., Наумова Т.В., учителя начальных классов.
4. Развитие художественно-артистических способностей учащихся – Лукина Л.А., заместитель   директора по ВР.
5. Развитие лидерских способностей учащихся - Горлова Е.Б., ОВВР.
6. Развитие спортивных способностей учащихся  - Варлашкин Е.П., учитель физической культуры.
7. Особенности работы с ОД – Байбикова Д.Х., педагог-психолог.

Ход педсовета

Одаренность человека - это маленький росточек, едва про-клюнувшийся из земли и тре¬бующий к себе огромного вни¬мания. Необходимо холить и ле¬леять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вы¬рос и дал обильный плод.
В. А. Сухомлинский
1. Выступление заместителя директора по УВР.
Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей.  Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются на школьной скамье. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас не много.  Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.

Многие годы отечественная школа ориентировалась на так называемого «среднего ребенка», уделяла больше внимания отстающему ученику. Лишь в последние годы она начала задумы-ваться об учащихся, проявляющих не только особый интерес к определенным наукам, увлеченных ими, но и добивающихся успехов на этом поприще. Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обу¬чению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к её развитию связывают с творческими возможностями и спо¬собностями ребенка, определяемыми как креативность (относительно независимый фактор одарённости). Креа-тивность может проявляться в мышлении, общении, в отдель¬ных видах деятельности. Сегодня мы часто будем обращаться к таким словам как «одарённость, одарённый ребёнок, креативность».
Определение одарённости ребёнка – сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей, сверстников.
Одарённость - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Признаки одаренности - это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.
Одаренность  можно рассматривать как стечение трех характеристик: интеллекту¬альных способностей, превышающих средний уровень, креатив¬ности и настойчивости.
Таким образом, в число необходимых признаков одаренно¬сти обязательно входит интеллектуальное развитие ребенка вы¬ше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности.
(Специ¬альные исследования школьников позволили выделить следую¬щие 4 группы детей, отличающихся уровнями развития интел¬лекта и креативности:
1) высокий интеллект-высокая креативность;
2) высокий интеллект - низкий уровень креативности;
3) низкий интеллект - высокая креативность;
4) низкий интеллект - низкий уровень креативности.
Только в том случае, когда высокая креативность сочетается с высоким уровнем интеллекта, наблюдается хорошая адаптация к социальной среде, эмоциональная уравновешенность, незави¬симость, высокая и продолжительная творческая активность.)

* Виды одарённости.  Существуют различные виды классификации одарённости, например, скрытая и ярко выраженная,  общая и специальная. Общая проявляется  по отношению к различным  видам деятельности и выступает в качестве основы их продуктивности. Психологическим ядром общей одарённости являются интеллектуальные способности, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности.
Специальная одарённость обнаруживает себя в конкретных видах деятельности и может быть определена лишь в отношении отдельных областях деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.). Предлагаю более приемлемую в нашей школе – виды одарённости по видам деятельности  (схема на слайде)

При работе с одаренными детьми необходимо учитывать следующие принципы:
- у всех детей, независимо от уровня одаренности и даже уровня интеллектуальных возможностей необходимо развивать их креативные качества.
Вместе с тем с детьми, отличающимися повышенными воз¬можностями в усвоении знаний, необходимо вести специальную работу;
- .работа по развитию одаренности детей не должна и не мо¬жет вестись только в направлении их интеллектуальных и твор¬ческих возможностей. Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное раз¬витие индивидуальных способностей;
- необходимо постоянное соотнесение учебных и индивиду¬альных способностей.
Как правило, одаренным детям интересна любая область науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Задача педагогов - поддержать их и помочь самореа-лизоваться.
 В работе с одаренными детьми нужно избегать 2-х крайностей:
• возведение ребенка на пьедестал, подчеркивания его особых прав,
• с другой стороны – публичного принижения достоинства или игнорирования интеллектуальных успехов во время борьбы со “звездностью”.
ОД – это в первую очередь дети, которые не обязательно имеют столь же высокую эмоциональную и социальную зрелость (плохо адаптируются, не имеют развитого самоконтроля, не всегда способны заниматься самостоятельно, нуждаются в индивидуальном обучении и помощи). Они могут иметь некоторое отставание в физическом развитии (плохая координация движений и корявый почерк), застенчивость, отсутствие внешнего интеллекта, блеска. Им присущи высокая мотивация к достижениям, стремление быть лучшими, сознательные усилия в учебе
Одна из важнейших целей при работе с ОД - создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления.
Основные направления по созданию оптимальных условий для развития ОД
1. Создать систему выявления ОД:
- психолого-педагогическое исследование первоклассников;
- системное наблюдение за детьми из класса в класс,
- выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований,
- системное диагностирование психологом.
2. Организация учебного процесса:
 - нестандартные уроки,
- включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины,
- работа с дополнительной литературой,
- обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания,
- предпрофильное  и профильное  обучение,
- выставка творческих работ
3. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету
- организация исследовательской работы учащихся,
- опережающие задания творческого плана,
- участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах,
- обеспечение базового дополнительного образования:
(организация факультативов, элективных курсов, работа предметных кружков),
- проведение научно-практических конференций в младших, средних и старших классах,
4. Общеразвивающие мероприятия
- традиционные мероприятия в школе
- предметные декады
Условия для развития ОД в СОШ №2 (слайд)

Разминка:
Предлагаю коллегам перечень личностных  и деловых  качеств, которые учитель встречает у своих учеников.Отметьте знаком “+” те свойства, которые Вам нравятся в учениках, а знаком “-” те, что не нравятся.
1. Дисциплинированный.
2. Неровно успевающий.
3. Организованный.
4. Выбивающийся из общего темпа.
5. Эрудированный.
6. Странный в поведении, непонятный.
7. Умеющий поддержать общее дело.
8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
10. Занятый своими делами (индивидуалист).
11. Быстро, “на лету” схватывающий.
12. Не умеющий общаться, конфликтный.
13. Общающийся легко, приятный в общении.
14. Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
16. Не всегда желающий подчиняться большинству или официальному руководителю.
Каких “+” у Вас больше? Если чётных “+” больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость. На практике такие учителя встречаются редко!
* Работа  с ОД диктует определенные требо¬вания к личности педагога:
 - желание работать нестандартно;
- поисковая активность, любознательность;
- знание психологии подростка и психологии одаренных де¬тей;
- готовность педагога к работе с одаренными детьми.

Уровень сотрудничества в учебной деятельности - актуаль¬ная проблема для педагогов, работающих с одаренными школь¬никами. Такое сотрудничество должно характеризоваться: соз-данием на уроке доверительных межличностных отношений, взаимной личной информированностью, признанием права уча¬щегося на ошибку, обсуждением с учащимися целей и задач со¬вместной деятельности, использованием на уроке взаимного контроля учащихся и применением отметок в качестве побуди¬тельного стимула к учению.
Реализация самостоятельной деятельности учащихся воз¬можна при использовании современных технологий группового обучения, метода проектов, позволяющих индивидуализировать учебный процесс, а учащимся - проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.
* Работа по развитию творческих способностей может быть организована при проведении предметных декад, которые в системе проводятся в нашей школе.  По окончанию учебного года руководители  предметных МО определяют сроки декад и 1-2 крупных мероприятия, которые заносятся в общешкольный план работы. Многие, но далеко не все мероприятия проводятся на высоком уровне. Поэтому не надо работать на количество, лучше стремиться к качеству. С кем работает учитель-предметник, готовясь к мероприятию ? Конечно, с самым способным, надёжным, творческим. В чём сложность – выбор среди детей – небольшой, поэтому приходиться учителям работать часто с одними и темежи учениками. Мы их перезагружаем? Да! Отнимаем у них свободное время? Да! Но мы их  раскручиваем, помогаем им и себе выявить, развивать и реализовать академические, художественно-артистические, лидерские   способности.
* Большую работу проводят наставники, помогая учащимся освоить азы написания исследовательских работ, с которыми они выступают на школьных, а затем и городских, и окружных конференциях «Молодые исследователи». Отрадно, что у учителей и учащихся 4-х классов тоже появилась такая возможность принимать участие в конференции «Юные исследователи». Уже есть участники, есть и победители. Только тот учитель, который занимается этой работой, знает насколько это неимоверный труд, но он и благодарный. Дело не только в призовых местах, конкретных знаниях, вы помогаете сделать ученику шаг в будущее.  Исследовательская деятельность развивает  свойства  мышления, необходимые не только для адаптации к дальнейшей жизни, но и для плодотворного влияния на саму жизнь.
* В предлагаемой таблице хорошо прослеживается творческая активность учителей, работающих  с ОД. – успехи в городских конференциях «Молодые исследователи» и предметных олимпиадах.

2. Выступления содокладчиков –

 1. Активизация интеллектуальной деятельности учителей и учащихся через исследовательские
          работы и  интернет-конкурсы – Пуртова Л.Г., заместитель директора по УВР.

2. Создание условий,  стимулирующих развитие творческого мышления, - одна из важнейших целей при работе с одаренны¬ми детьми. По результатам многих психологических исследова¬ний, развитие креативности учащихся происходит при обеспе¬чении на занятиях условий, благоприятных для творчества:
 соз¬дание ситуаций успеха, незавершенности рассматриваемых проблем (чтобы было, над чем подумать, добраться до истины, подойти к эвристическим находкам), появление все новых и бо-лее сложных вопросов, огромное желание в поисковой деятель¬ности (найти ответы!), использование различных видов мышле¬ния, стимулирование оценкой для анализа ответов, а не для на¬грады или осуждения, создание атмосферы понимания. Кроме того, необходимо постоянно подчеркивать ответственность и независимость, акцентировать внимание родителей к интересам детей. В то же время целесообразно уделять внимание и специ¬альному обучению различным аспектам творческого мышления: поиску проблем, выдвижению гипотез альтернативности и ори¬гинальности. Как Татьяна Викторовна развивает креативные способности учащихся?
 Развитие креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в  учебном  процессе – Елизарова  Т.В., учитель начальных классов.

3. Как учить? - учить находить необычные нестандартные решения.
Диапазон творческой задачи необычайно широк по сложно¬сти - от решения головоломки, до изобретения новой машины. Для решения этих задач нужны наблюдательность, умение ана-лизировать, комбинировать и т. д. - все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Человеку с творческим складом ума легче найти творческую изюминку в деле, достичь высоких результатов. Но ведь природа не щедра на таланты, они, как алмазы, встречаются редко, однако та же природа наделила каждого ребенка возможностью развиваться. И начинать такое развитие надо не тогда, когда человек стал специалистом, а заранее. Подготовка изобретателя так же, как и подготовка спортсмена, - длительный процесс. Поэтому и начинать ее нуж¬но как можно раньше. Как? Вводите ТРИЗ (отдельные элементы теории и методики решения изобретательных задач). Как это делает Наумова Т.Н.

*Сейчас в жизни нужны не только сами знания, сколько уме¬ние оперировать ими. Знания в головах наших часто лежат как вещи на плохом складе: навалом, без активного применения. Для того чтобы оживить их, надо научить почувствовать свои творческие возможности.
Предлагаю в качестве разминки задачку:
Дается шоколадная конфета в виде бутылочки, на¬полненная густым малиновым сиропом. Как она изготавливает¬ся?
1-й ответ. Сначала делают шоколадную бутылку, а потом заливают сироп.
Учитель. Сироп должен быть густым, иначе конфета бу¬дет непрочная. А густой сироп трудно залить в бутылочку.
2-й ответ. Можно его нагреть, и он станет жидким.
Учитель. Но вот беда - горячий сироп расплавит шоко¬ладную бутылочку. Нужно сделать наоборот: не сироп заливать в бутылочку, а шоколадом покрыть сироп.
Но как покрыть шоколадом жидкий сироп? Пусть будет жидким шоколад, а сироп твердым. Сироп замораживают в виде бутылочки и окунают в жидкий шоколад. Шоколад застынет, а сироп растает. Конфета готова.
4.  Работа с ОД не ограничивается учебной деятельностью. Особая роль в развитии  художественно-артистических способностей отводится воспитательной работе  - Лукина Л.А., заместитель директора по ВР.
5.  По итогам педагогического совета прошлого учебного года было внесено решение о развитии волонтёрского движения и самоуправления в школе. На сколько удалась работа по реализации этого решения? – Горлова Е.Б. – ОВВР.
 6.  Развитие спортивных способностей – главное направления для укрепления здоровья учащихся – Варлашкин Е.П.
7. Одаренные школьники часто, из-за особенностей мировоз¬зрения, испытывают трудности в общении с детьми и взрослы¬ми, поэтому им необходима помощь педагога-психолога. Знания об одаренных детях, их особенностях необходимы школьному психологу, чтобы облегчить адаптацию этой категории детей к школе, не допустить их изоляции, способствовать более успеш¬ному социально-психологическому развитию. Своими знаниями   делится с нами Байбикова Д.Х.
Решение педсовета

Каждый человек талант по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый в себе может выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одарённости. Задача коллектива состоит в том, чтобы «вырастить» способность каждого конкретного ребёнка.
Решение педагогического совета на тему
«Одарённые дети и особенности работы с ними» от 29.01.2009

1. Развивать одаренность учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;
         2. Учителям  4-х классов  при переходе учащихся в основную школу предоставлять подробные
       сведения о  выявленных  способностях учащихся. (отв. Куклина О.В., методист начальных классов)
3. Спланировать мероприятия по преемственности обучения учащихся по программе
      Е.В. Бунеевой  (Школа - 2100)   (отв. Пуртова  Л.Г., зам директора  по УВР)
4. Психологам  школы совместно с классными руководителями  регулярно проводить диагностику по изучению способностей учащихся  и систематически  анализировать результативность их развития (отв. Байбикова Д.Х.,  педагог-психолог )
5. С целью привлечения учащихся к самооценке своей деятельности организовать конкурс “Портфолио девятиклассника” (ответ. кл. руководители 9-х классов, Лукина Л.А.)
6. Стимулировать творческую деятельность педагогов и работать  по созданию условий для удовлетворения их потребностей (отв. администрация школы).
7. На заседаниях ШМО спланировать мероприятия по работе с ОД (отв. Зуйкова Г.И., замдиректора по УВР)
8. Согласовать с Управляющим Советом школы возможность использования внебюджетных средств школы для создания ВИА детей и педагогов с целью развития художественно-артистических способностей (отв. Лукина Л.А., замдиректора по ВР).
9. Провести обучающий семинар для классных руководителей 5-11 классов по теме «Развитие лидерских способностей посредством системы самоуправления в школе» (отв. Горлова Е.Б., ОВВР).
Заканчиваем  педагогический совет следующими словами:
“К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием...”


Литература:
1. Бондарчук М. М., Ковылина Н.В., Биология.  Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям. – Волгоград: Учитель, 2007.
2. 2.Экологический мониторинг: Учебно – методическое пособие, под ред. Т. Я. Ашихминой. М.: Академический проект, 2005.