Warning: session_start() [function.session-start]: open(/tmp/sess_187314492e3889a4e2ca863ca6b9719a, O_RDWR) failed: Disk quota exceeded (122) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cookie - headers already sent by (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: session_start() [function.session-start]: Cannot send session cache limiter - headers already sent (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 423

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php:423) in /home/sch2hm/2school.ru/docs/libraries/joomla/session/session.php on line 426
РОЛЬ ДИАЛОГА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

РОЛЬ ДИАЛОГА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

от . Опубликовано в Администрация - Разработки учителей

РОЛЬ ДИАЛОГА В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В новой образовательной парадигме основной акцент делается не на усвоение информации ими знания, а на развитие диалогического мышления.
Школа должна ориентироваться НЕ просто на воспитание личности, а на формирование «человека культуры», способного работать со знаниями, с различными типами мышления, с идеями различных культур, а реальное использование этих способностей будет вести самого ученика к формированию его личности.
Диалог (от dia — через, logos — слово, взаимодействие посредством слова) — не разговор двух или более лиц. Не обмен информацией, не борьба мнений, а полифония диалогических отношений, сущность которых заключается в том, что голоса здесь остаются самостоятельными и сочетаются в единстве внешнего порядка. Если уж говорить об индивидуальной воле, то именно в полифонии и происходит сочетание нескольких индивидуальных воль, совершается принципиальный выход за пределы одной воли.
Диалог может состояться только при условии полноты проявления личностных функций субъекта.
Можно сказать, что каждый собеседник ведёт диалог в своей форме и на своем уровне, значит, целесообразно говорить не о диалоге вообще, а о нескольких диалогах, объединенных в одном. Такой объединенный диалог может стать учебным, если в нем происходит прямое движение от потребностей и побуждений человека к неизвестному направлению помышления и обратное движение: от динамики мысли — к динамике поведения — и конкретной деятельности личности.
Учебный диалог — сложное интеллектуально-эмоциональное взаимодействие субъектов общения, носителей разных смысловых позиций.
Учебный диалог начинается с индукции — словесного поиска частных проявлений исследуемого явления и возникает каждый раз заново при наличии мотивов учащихся и возникающих противоречий с новыми знаниями. Мотивация - личностная основа творческого отношения к учению, которая нуждается в стимулировании внешними обстоятельствами. Стимулирует участников диалога, по мнению Т. П.Дикун, кандидата педагогических наук ОГПУ, противостояние, столкновение в понимании противоречия.
Диалог «учитель — ученик», «ученик — ученик», «ученик — учебник» — это диалог человека с человеком (имеются в виду все богатства их личностей), а не просто обучающего и обучающегося, хотя обучение и свело их на уроке друг с другом. Движущими силами общения должны быть две стороны и взрослые и дети. По обе стороны диалога находятся и творцы, и творимые.
Эффективная организация обучения, взаимодействия между учителем и учеником в форме диалога, развитие диалоговых отношений требуют соблюдения определенных психолого-педагогических условий.
Ядро учебного диалога — диалогическое взаимодействие субъектов, благодаря которому может идти исследование, поиск, выдвижение и решение возникающих творческих задач. Необходимо учить ребенка задавать вопросы. Надо научить ученика задавать вопросы и задаваться вопросами, действительно важными и значительными для него, так как учебный диалог становится более продуктивным, когда обсуждаются вопросы, возникающие в логике развития мышления самого ребенка.
Выстраивать учебный процесс в логике диалога умеет лишь педагог, принявший идеи личностно - ориентированный парадигмы обучения.
Диалоговые отношения формируют «сообщество исследователей», в котором у участников образовательного процесса изменяются функции: из системы «информация — учитель — ученик, повторяющий информацию», строится система сократовского диалога, точки полилога, системы коллективного поиска истины. Учитель — соратник коллективного поиска, его цель — стимулировать и облегчить поиск учителя, создать условия для разработки технологии мысли и тем самым «окультурить», «опредметить» способы учебной работы.
Важное умение учителя — искусно работать на уроке с субъективным опытом ученика.
В диалогическом взаимодействии ученик — субъект, соучастник, соавтор со своими самобытными и уникальными отношениями с окружающим миром. Ученик вступает в диалог с собственным «багажом» знаний, приобретенных в процессе общения и обучения с окружающими людьми и миром, т.е. ученик в учебном диалоге оказывается и промежутке культур. Сопряжение требует удерживать собственное виде¬ние мира ребенком до поступка.
Учебный диалог позволяет целенаправленно обогащать речь школьников, способствует усвоению образцов речи учи¬теля, коррекции речевых действий учащихся.
Диалог ставит ученика в условия, позволяющие более глубоко переработать предложенный материал, найти собственные речевые выражения, где учитель добивается, чтобы речь учащихся была логически последовательной, точной, лаконичной, доказательной и вместе с тем выразительной.
Диалог позволяет учащимся:
- совершенствовать логику изложения мысли, точность выражения, ясность, системность, лаконизм, богатство словарного запаса;
- обогащать экспрессивные стороны речевой деятельности, которые создают эмоциональную атмосферу, придают эмоциональный тонус речевой деятельности и развивают выразительность, образность, эмоциональность, правильную интонацию;
- более эффективно овладеть литературными нормами современного языка;
- стимулировать, способности к саморазвитию, самореализации – развивать свой творческий потенциал.

Учитель русского языка и литературы

Ирина Юрьевна Нор