В Концепции духовно-нравственного развития личности гражданина России отмечается, что «базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся».
Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» также ставит задачу объединения «содержания обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе единой цели и единых социокультурных ценностей».
Все условия для создания такого целостного духовно-нравственного пространства создает программа «Социокультурные истоки».
Письмом Министерства образования и науки РФ от 1 сентября 2016 г. № 08-1803 «О рекомендациях по реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для основного общего образования» в качестве курса по выбору в предметной области ОДНКНР рекомендован учебный курс «Истоки».
В 2017-2018 учебном году программа «Социокультурные истоки» реализуется во всех 1-х классах в рамках внеурочной деятельности.
Учебный курс для 1-го класса «Азбука истоков. Золотое сердечко» позволит младшему школьнику освоить понятие Истоки.
Система духовно-нравственных ценностей формируется на основе системообразующих категорий Слово, Образ и Книга, которые дают представление о Мире, мире внешнем (социокультурная среда развития) и мире внутреннем (духовно-нравственном).
В каждом занятии выделяются пять аспектов:
• Содержательный – освоение социокультурных и духовных нравственных категорий учебного курса «Истоки».
• Коммуникативный – развитие способности эффективного общения.
• Управленческий – развитие управленческих способностей.
•Психологический – формирование мотивации на работу в группе и совместное достижение значимых результатов.
• Социокультурный — осознание смысла служения Отечеству.
Во второй год обучения учебный курс «Истоки» будет вводить младшего школьника в круг основных социокультурных ценностей, присущих российской цивилизации.
Программа третьеклассника призвана подвести к истокам духовности, морали, нравственности и этики в том их понимании, в каком они традиционно бытуют у народов России.
В четвертом классе учебный курс призван суммировать и обобщить всё известное ученику из курса «Истоки» в начальной школе и вывести его на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей.